Организация Объединённых Наций предпринимает усилия по противодействию распространению дезинформации во время пандемии. Понимание угрозы фейков есть у большинства государств-членов ООН, которые поддержали кампанию по проверке фактов Verified. О своей поддержке инициативы заявили и крупные интернет-платформы. О набирающей силу работе в рамках акции сообщается на сайте организации.
Угроза международного значения
К участию в кампании Verified («Проверено» — ред.) ООН привлекает большое число специалистов, которые проверяют информацию, уточняют факты и присваивают данным «знак качества» — две галочки. Именно такой, проверенной, информацией призывают в ООН делиться с друзьями и подписчиками соцсетей.
Инициатива пользуется поддержкой большинства государств-членов ООН: 12 июня почти две трети стран выступили с заявлением о необходимости противодействовать распространению дезинформации, касающейся пандемии COVID-19. Также акцию ООН поддерживают партнеры по проекту. Целый ряд медиа-гигантов по всему миру, в том числе Al Jazeera, Deutsche Welle и Euronews, распространяют проверенный контент на телеканалах, в интернете и с помощью SMS-сообщений. Крупные социальные сети, в том числе Facebook, Twitter, YouTube и TikTok, также выразили готовность участвовать в проекте и более активно пресекать распространение дезинформации.
В ООН приглашают всех желающих присоединиться к кампании и принять участи в борьбе с дезинформацией.
Семь раз подумай — один раз поделись
Об опасности необдуманного распространения информации предупреждает заместитель Генсекретаря ООН по глобальным коммуникациям Мелисса Флеминг. В условиях «пандемии дезинформации» контент, не соответствующий действительности, но эмоционально заряженный и потому широко растиражированный в социальных сетях, может повлиять не только на настроение, но и на поведение больших групп людей.
Флеминг приводит пример: в то время, как мировое научное сообщество объединяет усилия в поиске лекарств и разработки вакцины от коронавируса, в Сети активизировались группы, выступающие против вакцинации, и стали распространяться слухи об опасности будущей вакцины. Причем подается ложная информация броско, без полутонов и нюансов – именно так, чтобы ввести в заблуждение тех, кто не проявляет должной бдительности. На это и рассчитывают злоумышленники.
«Один из методов распространения [дезинформации] – заставить людей ею делиться. Задумайтесь, прежде чем переслать такую «новость» другим», — призывает Мелисса Флеминг.
В ООН надеются, что подход «Семь раз подумай — один раз поделись» станет социальной нормой, которая позволит изменить поведение людей в сети.
Контекст
- О запуске Организацией Объединённых Наций инициативы и одноимённого сайта Verified стало известно в мае.