Фактчекеры назвали YouTube главным каналом распространения фейковых новостей

По данным глобальной коалиции фактчекерских организаций, YouTube является основным каналом распространения дезинформации в интернете, при этом компания делает недостаточно для борьбы с распространением лжи на платформе. О письме, подписанном более чем 80 фактчекерскими организациями из 40 стран, в том числе британской Full Fact и отделом проверки фактов Washington Post, сообщает The Guardian

«YouTube позволяет недобросовестным игрокам использовать свою платформу в качестве орудия для манипулирования и эксплуатации, а также для самоорганизации и сбора средств. Нынешние меры (противодействия — ред.) оказываются недостаточными», — говорится в письме исполнительному директору YouTube Сьюзан Войжитски. 

В письме содержится призыв к YouTube, принадлежащему Google, внести четыре изменения в свою деятельность: обязательство финансировать независимые исследования дезинформационных кампаний на платформе; предоставление ссылок на опровержения внутри фейковых видеороликов; настройку его алгоритмов для исключения поощрения повторных нарушителей; более настойчивые меры борьбы с ложью в неанглоязычном сегменте. 

«Мы надеемся, что вы рассмотрите возможность реализации этих идей на благо общества и сделаете YouTube платформой, которая действительно делает всё возможное для предотвращения использования дезинформации в качестве оружия против её пользователей и общества в целом», — говорится в письме.

В письме также говорится, что неспособность YouTube бороться с дезинформацией особенно заметна в странах третьего мира. Подписанты, в число которых входят группы по проверке фактов из Индии, Нигерии, Филиппин и Колумбии, приводят примеры ложного контента о правлении бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса, чей сын баллотируется на пост президента, а также о разжигании розни в отношении уязвимых групп в Бразилии.

Отвечая на письмо, представитель YouTube Елена Эрнандес заявила, что компания вложила значительные средства по таким направлениям, как сокращение распространения «пограничной» дезинформации (термин для контента, который близок к нарушению, но не пересекает черту правил платформы).

«На протяжении многих лет мы вкладывали значительные средства в нашу политику и продукты во всех странах, где мы работаем, чтобы знакомить людей с авторитетным контентом, уменьшать распространение “пограничной” дезинформации и удалять видео, нарушающие правила», — сказала Эрнандес. 

«Мы добились значительного прогресса: потребление рекомендуемой “пограничной” дезинформации значительно ниже 1% всех просмотров на YouTube, и только около 0,21% всех просмотров приходится на недопустимый контент, который мы позже удаляем. Мы всегда ищем действенные способы улучшения и будем продолжать укреплять нашу работу с сообществом по проверке фактов», — также написала она. 

Контекст 

  • В сентябре прошлого года стало известно, что YouTube усиливает меры по борьбе с вредоносным контентом, размещённым во время пандемии, и начнёт удалять видео с дезинформацией обо всех вакцинах.
  • В июле YouTube удалил видеоролики с канала президента Бразилии Жаира Болсонару за дезинформирование о коронавирусе. 
  • А в следующем месяце видеохостинг за публикацию  дезинформации о COVID-19 заблокировал аккаунт телеканала Sky News Australia.
Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org