Как устроен фактчек в Японии

Недавние выборы парламента в Японии обошлись без привычных для других стран информационных схваток. Однако предвыборные кампании подтолкнули местные медиа к разговору о новых формах и методах верификации информации, сообщает Nieman Lab.

«Мы не наблюдали у себя размахов вирусных историй наподобие тех, с какими столкнулись США, – говорит Хироюки Фуджиширо, доцент университета Хосэй и основатель JCEJ (Японского образовательного центра для журналистов). – Чаще мы наблюдаем эдакие микрогруппы схожих фейков, которые повторяются пять, десять раз. Наша задача состоит в том, чтобы найти как эти микрогруппы связаны и вывести схему влияния».

Кто это делает

FactCheck Initiative Japan

Пока японские кандидаты в парламент обещали лучшую жизнь, местная фактчекинговая сеть FactCheck Initiative Japan (сокращенно – FIJ ) запустила мониторинг предвыборной информации, который включал анализ заявлений политиков, фейков в социальных сетях и различного рода слухов.  К тому времени FactCheck Initiative Japan существовал четыре месяца и состоял из журналистов, ученых и НПО. Сотрудничество было налажено с такими медийными аутлетами как BuzzFeed Japan и GoHoo.

Как устроен фактчек в Японии
Источник: FactCheck Intiative Japan

Стандарты сети FIJ не конфликтуют с редакторскими политиками медиа, входящих в нее. Это подтверждает Хитофуми Янай, основатель GoHoo. «Члены FIJ могут поделиться друг с другом информацией, но чаще работают независимо, сами выбирая темы и публикуя материалы у себя. Но есть единые принципы и стандарты, которые поддерживают все». Помимо этого существует отдельный комитет независимых экспертов, которые оценивают материалы членов FIJ. На сайте FIJ опубликованы только те материалы, которые были одобрены комитетом и соответствуют стандартам сети.

JCEJ

Схожий проект вышел в то же время и у JCEJ, который был нацелен на дебанкинг потенциальных фейковых новостей в социальных сетях. В нем приняли участие журналисты из 19 СМИ. Среди партнеров проекта помимо прочих значился французский фактчекиновый ресурс CrossCheck. Кайо Мимизука, член JCEJ, говорит, что ориентиром для проекта послужил гид First Draft News, деньги на перевод которого они собрали краудфандингом. Мимизука добавляет:

«Пока мы очень мало понимаем, как появляется и распространяется ложная информация. Фактчекинг предвыборной кампании стал для нас пробой пера».

JCEJ рассылает своим членам ежедневный бюллетень, состоящий из дебанкинга слухов, связанных с выборами и сомнительной информации из социальных сетей, используя для этого Twitter. Они не могут опубликовать полный список журналистов, задействованных в фактчекинге, поскольку многие из них не имеют на это разрешения от своих организаций. На сайте JCEJ опубликованы только те материалы, которые были проверены помимо прочего по меньшей мере тремя независимыми журналистами.

News no Tane и другие

Некоммерческий новостной сайт News no Tane (с японского “Источник новостей), который также входит в сеть FIJ и фокусируется на высказываниях политиков, подходит к делу иначе.

Фактчеком в News no Tane занимаются два журналиста и 9 человек без журналистского опыта. Среди них есть домохозяйка, книжный редактор, профессор в университете.

“Эти люди не волонтеры, они получают зарплату”, – подчеркивает главный редактор сайта Йоичиро Татейва. В багаже Татейвы расследование Панамские документов и работа на радио NHK. Татейва вдохновился подобными инициативами в Европе. “Каждый наш сотрудник, – говорит он, – относится к работе ответственно”. Одна из них, Йошико Накагава, поделилась своим опытом с Yahoo Japan. Накагава помогала собирать данные и другую информацию о налоге на потребление, читала документы, находила экспертов, которые могли бы подтвердить факты и брала интервью у экономиста, чтобы подтвердить выводы. Другие сотрудники News no Tane также проверяли данные в Министерстве финансов и Министерстве здравоохранения, труда и благосостояния Японии перед тем, как окончательно опубликовать статью.

Как устроен фактчек в Японии
Источник: Wikipedia

News no Tane решил последовать примеру Washington Post, взяв персонажа для фактчек-рейтинга. Им стал Энма Дайо или Великий властитель Яма, бог восточно-азиатской мифологии. Энма Дайо судит мертвых в аду и отрезает языки лгунам.

Дискуссия о фактчекинге привела также к тому, что вторая по величине газета в стране «Асахи Шимбун» стала регулярно делать фактчекинговые материалы, вынося слово «фактчек» в свои заголовки и публикуя методологию своих рейтингов.

Сложности и нюансы фактчека в Японии

Несмотря на нацеленность проекта JCEJ на социальные сети, распространение фейков возможно кроется в других местах. Дело в том, что японцы неохотно делятся новостями онлайн: в исследовании Reuters Institute за 2017 год по цифровым медиа они оказались последними с конца по уровню расшаривания постов в социальных сетях. YouTube, Line, Twitter, Facebook популярны в Японии, но количество людей, потребляющих новости на этих платформах значительно меньше по сравнению с другими странами.

Тем не менее ложная информация все равно имеет место там быть. FIJ and JCEJ находили в социальных медиа многочисленных слухи и части гиперпартизанского контента. Однако даже самые популярные фейки никоим образом не повлияли на японцев, более 100 млн из которых имеют право голоса.

Партнер FIJ BuzzFeed Japan сделал дебанкинг фейка об отказе премьер-министра принять независимых наблюдателей за выборами из ООН. Первоисточник истории получил 4900 реакций на Фейсбуке и 2300 репостов в Twitter по данным Buzzsumo. Фактчекинг этого фейка был расшарен 3900 раз на Twitter.

Другой примечательный случай касается политика Кийоми Цужимото, занимавшей ранее должность главного секретаря ныне канувшей в Лету Демократической партии Японии. Мейнстримовый канал TBS заявил, что твит Цужимото об официальном ее принятии в ряды консервативной партии “Надежда” набрал 2,2 млн просмотров. На деле же число оказалось меньше в разы – 230. После публикации фактчек-материала TBS извинился и исправил ошибку.

Японское общество в большинстве склонны доверять СМИ, в частности старшее поколение. Это видно по результатам опросов Министерства иностранных дел и коммуникации и Журналистскому исследовательскому институту Японии. Казалось бы, это идеальная почва для фактчекинга. Однако непонятно сумела ли та же газета “Асахи Шимбун” с фактчек-нововведением расширить привычную аудиторию, поскольку газета до сих пор считается “левой”, равно как и ее аудитория.

Журналист, фактчекер, фотограф. Автор factcheck.kz c 2017 года.

Factcheck.kz