Более уверенные в себе люди оказались уязвимее к фейковым новостям

Американцы, уверенные в своей способности отличать правдивые новости от фальшивых, чаще становились жертвами дезинформации. Об этом сообщает издание N+1 со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Также самоуверенные люди чаще делились фейковыми новостями в соцсетях.

К участию в исследовании пригласили 8285 человек. Сначала респондентов попросили оценить правдивость или ложность новостных заголовков по 4-балльной шкале от «точно ложный» (1) до «точно правдивый» (4). Каждый участник оценивал 12 новостей: 4 статьи, близкие по духу демократам (2 фальшивые и 2 настоящие), 4 статьи, близкие республиканцам (2 фальшивые и 2 настоящие), 2 про-демократические и 2 про-республиканские фальшивые статьи. Пример заголовка фейковой новости: «Специальный агент Дэвид Рейнор должен был дать показания против Хиллари Клинтон до своей смерти».

По завершении задания участникам задали вопрос: «В сравнении с другими американцами, насколько точно вы можете распознать фейковую новость?». Для ответа респонденты использовали ползунок, чтобы указать число от 1 до 100.

Также в течение нескольких месяцев исследователи отслеживали активность добровольцев в соцсетях и новостных порталах. Учёные смотрели какие сайты посещают респонденты и какими новостями делятся. Однако на эту часть исследования согласились не все участники.

Авторы исследования обнаружили, что более уверенные в себе участники оказались менее способными отличать правдивые новости от фейковых. Если  в среднем респонденты оценивали свои способности на 22 процента выше, чем оказывалось на самом деле (по результатам задания), то около 20 процентов участников переоценили себя на 50 или более процентов. При этом, респонденты-мужчины демонстрировали большую самоуверенность.

Кроме того, более уверенные в себе люди чаще делились фейковыми новостями в соцсетях, особенно когда темы соответствовали их политическим убеждениям. Исследователи предполагают, что более скромные и менее уверенные в себе люди склонны к самоконтролю и рефлексии, они тщательнее анализируют контент, прежде чем поделиться им.

Контекст 

  • Около половины американцев считают, что фактчекеры необъективны. Таковы данные исследования 2019 года, проведённого Pew Search Center.  
Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org