29 ноября в официальном паблике Министерства образования и науки РК в facebook был размещен пост, в котором в частности утверждается, что по результатам исследования Всемирного банка, Казахстан занял 31-е место среди 157 стран мира по индексу развития человеческого капитала, и 10-е место по уровню образованности (в тексте и заголовке есть разные варианты: «по уровню образования на 10 месте», «по обучению на 10 месте»).
Автор поста ссылается на заявление управляющего Всемирного банка по образовательной практике Гарри Патриноса (Harry Patrinos), которое прозвучало на пресс-конференции в СЦК, посвященной совместному проекту МОН РК и Всемирного банка — «Модернизация среднего образования»; а также в публикации есть ссылка на исследование «The Human Capital Project», которое было проведено Всемирным банком и опубликовано на сайте этой организации.

Некоторые комментаторы с явным недоверием отнеслись к информации насчет 10-го места. Поэтому проверяем.
Видео пресс-конференции тут.
Вердикт: Правда и манипуляция
Мы действительно на 10 месте но не по уровню образования или образованности, а лишь по показателю, отражающему качество знаний школьников.
Манипуляции в публичном пространстве часто случается всвязи с«трудностями перевода», а также в ситуации определенной степени несоответствия заголовка содержанию материала. На деле в исследовании Всемирного банка, Казахстан действительно на 31 месте по Индексу Человеческого капитала (Human capital index). Один из компонентов индекса — Унифицированный показатель качества знаний (Harmonized learning outcome— HLO). По этому компоненту, отражающему уровень знаний школьников мы действительно— на 10 месте с баллом HLO— 537 («потолок»— 625). Далее из текста становится ясным, что речь идет о среднем образовании, а не об образовании в общем и, тем более, не об «уровне образованности» в целом по стране.
Об уровне образования, уровне образованности населения сейчас и прогнозах на будущее мы писали здесь.
Гарри Патринос, являющийся одним из авторов исследования (в основе исследования по части образования лежат его наработки, о чем свидетельствуют ссылки и референции в отчёте) на пресс-конференции упрощает понятие до слова schooling, то есть «школьное обучение», по сути, заявляя, что именно в области качества школьного образования мы — на 10 месте из тех 157 стран, что были ранжированы по индексу человеческого капитала.
Что это за индекс?
Индекс человеческого капитала (The Human Capital Index, HCI) — интегративный показатель, он отражает в некоем количественном отношении предположительный объем человеческого капитала, которым будет обладать через 18 лет рожденный сегодня ребенок.
Индекс состоит из 3-х компонентов:
1. Выживаемость детей до 5 лет (Пометка 1 в Таблице 1)
2. Образование в количественном и качественном отношении, которое получит ребенок к 18-летнему возрасту. Этот компонент в свою очередь тоже состоит из 3-х элементов: предположительное количество лет обучения в школе (Пометка 2 в Таблице 1); упомянутый унифицированный показатель качества знаний школьников (HLO — Пометка 3); и ожидаемое время эффективного школьного обучения в годах — третий компонент является интегративной комбинацией первых двух (Пометка 4). Его смысл —показать насколько эффективно обучение в той или иной стране. Ведь при равном количестве лет, проведенных в средней школе, в каких-то странах дети получают более обширные и глубокие знания, тогда как в других — менее…
Таким образом, компоненты индекса, отражающие ситуацию с образованием, показывают как качество знаний на текущий момент, так и эффективность обучения.
3. Здоровье граждан. Состоит из 2-х компонентов — уровень отставания в развитии среди детей до 5 лет (Пометка 6), уровень выживаемости взрослого населения в виде пропорции 15-летних граждан, которые, по ожиданиям, в свое время достигнут 60-летнего возраста ко всем 15-летним гражданам (Столбец 5).
Компонент: школьное обучение в качественном и количественном отношении
Унифицированный показатель качества знаний (HLO) школьников для этого исследования измерялся в баллах Mеждународного исследования качества математического и естественнонаучного образования — TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) — исследователи использовали среднестрановой бал. Также применялся метод соотношения баллов TIMSS и PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — Programme for International Student Assessment) при помощи коэффициента преобразования баллов PISA в баллы TIMSS.
Здесь тесты TIMSS. Здесь информация о PISA. К примеру, в 2007 году для тестирования по методу TIMSS методом случайного выбора было отобрано 150 школ из всех 14 областей, а также Астаны и Алматы. Из них 92 городских школы, 58 сельских школ. 60% учащихся этих школ обучались на казахском языке и 40% на русском. Здесь и здесь аналитика по результатам тестов в 2015 году. Важно, что результаты тестов отразили социальные проблемы (знания у детей из социально менее благополучных семей ниже, как и знания у сельских школьников в сравнении с городскими, а равно и знания учащихся из школ с преподаванием на казахском языке в сравнении с «русскоязычными» школьниками).
При всем этом по компоненту HLO у нас 537 баллов.

Что касается компонента Ожидаемое время эффективного школьного обучения в годах, то именно он показывает непосредственно качество школьного преподавания в стране. Он вычисляется посредством умножения количества ожидаемых лет обучения в школе на соотношение среднего балла по тестам TIMSS по стране к эталону успеваемости (625).
Например, если ожидаемые школьные годы в стране равны 10, а средний балл равен 400, тогда формула будет выглядеть так: 10 x (400/625) = 6,4. Тогда именно 6,4 года и есть ожидаемое время эффективного школьного обучения, а 3,6 лет —усредненно время потраченное на обучение неэффективно, то есть пробел в обучении, исчисляемый в школьных годах для наглядности. (Пример приведен на 34 стр. обсуждаемого исследования Всемирного Банка)
Если вы просмотрите всю таблицу (стр. 42-44 исследования), то обнаружите, что по параметрам HLO и годам потраченным на обучение неэффективно картина среди стран-лидеров следующая:
Сингапур — 581 балл по методу теста TIMSS и 1 год неэффективного обучения
Япония — 563 (1,3 года)
Корея — 563 (1,4)
Гонконг — 562 (1,3)
Финляндия — 548 (1,7)
Макао — 545 (1,6)
Эстония — 542 (1,7)
Ирландия -538 (1,9) Россия — 538 (1,9)
Казахстан — 537 (1,8)
Польша — 537 (1,9)
Канада — 537 (2)
Таким образом, вполне справедливо утверждать, что по параметрам качества образования и эффективности обучения в средней школе мы на почетном 10 месте в мире. Однако, перенос этой оценки на образование в стране в целом является манипуляцией.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.