Мужчины во главе: женщин руководителей ВУЗов в Казахстане в 3 раза меньше, чем мужчин

Данный материал подготовлен выпускницей курса ProGender Катериной Афанасьевой

На руководящих позициях в высших учебных заведениях Казахстана слишком мало женщин. Кто им препятствует делать карьеру? Мужчины или они сами?

Представьте себе такую сцену: на административном совещании присутствует единственная женщина, и именно её коллега-мужчина просит сделать заметки. При этом женщина не является секретарем, она занимает руководящий пост и собиралась принять полноценное участие во встрече. 

Этот невымышленный инцидент произошёл с Анной (имя изменено), доценткой кафедры политологии и директоркой магистерской программы по политологии и международным отношениям в Назарбаев университете. «Конечно, это может показаться незначительной проблемой, — заметила Анна, — но гендерные предрассудки в обществе есть. На высших руководящих должностях [деканов и ректоров] в академических кругах значительно больше мужчин». 

Несмотря на более чем 10-летний опыт реализации всесторонней стратегии гендерного равенства, которая безусловно, даёт свои плоды, в Казахстане ситуация оставляет желать лучшего (см. инфографику ниже).

Инфографика: Катерина Афанасьева в рамках программы по дата-коммуникациям ForSet

В подробностях

По данным Бюро национальной статистики (БНС), численность населения РК составляет 19 млн человек, 52% из них — женщины. В 2020 году почти каждая вторая занятая женщина в стране (47,3%) имела высшее или послевузовское образование. Доля же высокообразованных занятых мужчин составляет 38,1%. Однако на руководящих должностях наблюдается явный дисбаланс. Женщин-руководителей в высших учебных заведениях значительно меньше чем мужчин. В 2019 году, по информации БНС РК, количество женщинректорок в стране составляло 28, а мужчин — 88, то есть в три раза больше. На сегодняшний день ситуация остаётся прежней (см. график №1).

Анализ сайтов высших учебных заведений показывает, что больше всего ректорок работает в Алматы. Однако если смотреть в процентном соотношении с общим количеством ВУЗов в городе, то их доля составляет всего 28%. 

График №1: Доля женщин-ректорок по регионам

Несмотря на это, положительная динамика, конечно, наблюдается — за последние 20 лет число женщин в системе высшего образования от заведующей кафедры до ректора значительно выросло (ссылка на скачивание документа). Если в 2000 году количество женщин составляло всего 872 при 1472 мужчинах, то уже в 2019 году женщин стало уже 1580, тогда как мужчин — 1600.

График №2 — Доля женщин, занимающих должности от заведующей кафедры до ректора в 2000-2019 гг.

Критерии, выдвигаемые потенциальным ректорам/кам в Казахстане, одинаковы для обоих полов: 

  1. Необходимо подать заявление на конкурс и представить свою программу развития вуза. 
  2. Пройти собеседование в совете директоров вуза. 
  3. Дождаться ответа от республиканской комиссии, которая по рекомендациям совета принимает решение. 

А требования к квалификации ректора вполне достижимые: 

  1. Высшее (или послевузовское) образование. 
  2. Наличие ученой степени и стаж работы на руководящих должностях в организациях образования и/или в органах управления образования не менее 5 лет. 
  3. Наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов повышения квалификации по менеджменту образования.

Тогда возникает вопрос — почему женщинам трудно добиться руководящей должности? 

Причин может быть много. Эксперт по гендерному равенству и целям устойчивого развития Аида Альжанова говорит, что гендерные стереотипы, которые нам навязываются с первых дней жизни работают так: мальчик — сильный, девочка — слабая, мужчина — глава семьи, женщина — на кухне. Подобные стереотипы имеются практически во всех культурах и связаны с тем, что на протяжении многих тысячелетий у женщин не было ни политических, ни экономических прав, и они полностью зависели от мужчин. Зависимость от мужчин помогала женщинам выживать. Это отражено в культурном наследии и передается из поколения в поколение. В настоящее время, когда права женщин и мужчин уравнены и гарантированы, и женщины сами принимают решения относительно своей собственной жизни — где учиться, работать, за кого выходить замуж — такие стереотипы устарели, и их необходимо преодолевать.

Еще одной причиной может выступать «стеклянный потолок» — невидимые барьеры для определенной группы — женщин, бедных, не титульной нации — которые мешают продвижению той или иной группы. Это также связано с гендерными и другими социальными стереотипами, «прилипшими» к определенной группе. Так, например, считается, что женщина должна пожертвовать карьерой в угоду семье. И таким образом, мужчины, как бы исключаются из семьи и их влияние на решения и жизнь семьи ограничивается только экономическим вкладом. При этом даже те мужчины, которые не достигают карьерных высот, особенно в низкооплачиваемых сегментах, тем не менее считают себя более значимыми членами общества и претендуют на первенство относительно женщин. Кроме того, неоплачиваемый домашний труд, на который женщины затрачивают в разы больше времени, чем мужчины недооценивается ни семьей, ни обществом, так как не учитывается в экономике. Эксперты подсчитали, что при учете домашнего труда мировой ВВП повысился бы на 13%.  Или если бы домашний труд более равномерно распределялся между супругами, то у женщин было бы больше времени для собственного развития, что всегда позитивно сказывается на карьере.

Аида Альжанова

Действительно, женщины и мужчины тратят в день на разные сферы жизни разное количество минут. Исследование, проведенное БНС РК в 2018 году (ссылка на скачивание документа), показало, что мужское население от 15 лет за день затрачивает на работу 5 часов 29 минут, для женщин этот показатель составляет 4 часа 34 минуты. 

График №3 — время, затраченное на работу (минут в день)

Однако женщины тратят больше времени на ведение домашнего хозяйства — 4 часа 14 минут, мужчины — всего 1 час 28 минут. 

График №4 — Время, затраченное на ведение домашнего хозяйства (минут в день)

Свободного времени у мужчин 4 часа 6 минут, что почти в 2 раза больше, чем у женщин — 2 часа 45 минут.

График №5 — Свободное время (минут в день)

Ещё одним из основных препятствий на пути обеспечения гендерного равенства и расширения экономических и социальных прав и возможностей женщин, как сообщают Европейская экономическая комиссия ООН и «ООН-Женщины», признан неоплачиваемый труд.

Как пишет Кэролайн Криадо Перес в своей книге «Невидимые женщины», «Женщине, прежде чем думать о подводных камнях, связанных с научной публикацией, нужно сначала провести само научное исследование — а это не так просто. Помимо семейных обязанностей, женщинам мешает и неоплачиваемая работа на рабочем месте. Ведь именно к женщинам-преподавателям, а не к мужчинам, чаще всего обращаются студенты со своими проблемами, требующими эмоционального участия. Именно женщин они просят продлить срок сдачи работы, поставить более высокую оценку или сделать какие-либо другие послабления. Каждая из этих просьб в отдельности не требует значительных затрат труда и душевных сил, но в совокупности они отнимают массу времени».

«Мужчины-преподаватели, как правило, даже не знают об этом, а университеты не учитывают этой нагрузки. На женщин чаще, чем на их коллег-мужчин, возлагают «почетные» административные и хозяйственные обязанности, от которых им трудно бывает отвертеться, так как они знают: им этого не простят. На количество публикаций влияет и то обстоятельство, что женщин чаще, чем их коллег-мужчин, нагружают дополнительными учебными часами, а ведь, как и «почетные» административно-хозяйственные обязанности, преподавание считается менее престижной работой, чем исследовательская. В результате образуется еще один порочный круг: бремя преподавания мешает женщинам публиковаться, а это, в свою очередь, ведет к увеличению количества учебных часов и т.д.», — пишет Перес.

Говоря о гендерных вопросах, важно понимать — это глубоко укоренившиеся в культуре проблемы, для решения которых необходимо время. Не каждая женщина в казахстанском обществе готова на равных соревноваться с мужчиной за получение руководящей должности. И причиной тому служит ряд факторов, часть которых освещена в этом материале.

Образование оказывает серьёзное влияние на государственную политику, на медицину и здравоохранение, на трудовое законодательство. Наука влияет на все сферы человеческой жизни. Гендерное равенство и разнообразие являются ключом к улучшению как работы госучреждений, так и качества жизни общества. В рабочем коллективе, где соблюдается гендерный баланс больше креатива и рациональности, благодаря альтернативным мнениям. Вот почему так важно не забывать о женщинах на руководящих ответственных постах, способных принимать решения.

Курс ProGender реализуется Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Редакция
Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2016 года. Член международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)