Мнение | Цифровой загон по-казахстански — qui prodest?

Адиль Джалилов, основатель Factcheck.kz, о поправках Сарыма-Закиевой, о том, кто станет выгодополучателем поправок, и чем это чревато для казахстанцев.

Facebook, Instagram, Youtube, Telegram, Signal, Gmail и Google документы. Казахстанцы активно и относительно свободно пользуются этими сервисами. Но мы не задумываемся: почему мы ощущаем там эту возможность свободно критиковать, высказываться и общаться? Потому что де-юре эту свободу слова нам гарантирует американское и международное право. Именно ими руководствуются основные соцсети и мессенджеры.

Как известно, недавно были инициированы поправки, где под предлогом защиты детей от кибербуллинга, иностранные платформы (Big Tech) хотят обязать открыть представительства в Казахстане и назначать их руководителями казахстанцев. По сути, это не просто приглашение иностранцев в свое правовое поле, это заодно и «вывод» казахстанцев из-под международной юрисдикции.

Давайте примерно прикинем, кто в этой истории основной выгодополучатель, а кто проигравший. Кому что, как говорится «прилетит» во всей этой катавасии, если законопроект примут. Навскидку у нас три основных «персонажа» — общество, государство и иностранные платформы.

Общество

Население, увы, при всех раскладах — главный аутсайдер и лузер, если поправки Сарыма-Закиевой будут приняты.

Предположим, что иностранные компании примут условия Казахстана и откроют свои представительства, назначат местных их шефьями. В этом сценарии нам, вероятно, придется постить только условных «котиков».  Почему? Из статистики Google о запросах по удалению контента мы видим, на что у казахстанских властей наибольшая «аллергия». И это, как говорится, «они еще сдерживаются». Интуиция и опыт подсказывают, что в идеале контент чего бы то ни было должен выглядеть, по версии нашего государства, скажем так «казправдообразно» и «хабароподобно».

Предположим, что Цукерберг и Ко отказываются от приглашения участвовать в казахстанском крестовом походе против кибербуллинга. И здесь опять мы с вами пострадавшие. Потому что уже с чистой совестью регулятор сможет заблокировать все эти ютьюбы и телеграмы во имя детей. Ну или, как сказано в тексте поправок, «ограничить». Например, замедлить до безобразия или создать цензурированную версию по китайскому образцу.

Единственным «бонусом» для общества в этом случае будет, судя по всему, безальтернативный цифровой «загончик». Состоящий из лояльных иностранцев и подготовленных заранее казахстанских платформ. Например, мессенджер Aitu и видеохостинг Aitube. 

Первый, вероятно, призван будет заменить нам Whatsapp, второй — Youtube. Оба сервиса разработаны компанией BTS Digital (входящей в холдинг ERG — Евразийскую группу Машкевича и Шодиева), которой опять же безальтернативно хотят передать заниматься созданием нового e-gov на базе платформы Сбера.

Если учесть, что в одних руках база по всем казахстанцам, все данные, услуги, сделки, вся подноготная по нам, плюс в перспективе практически единственный мессенджер+видеохостинг и Бог его знает, что еще, получится «франкенштейн» монопольного замеса. А монополия это всегда плохо и опасно. Особенно там, где она не естественная, а рукотворная. И поэтому это напоминает именно «загон», куда нам «дружным стадом» уготовлено всем перебраться. А в таком загоне намного легче не только наказывать критиканов и инакомыслящих, но и даже бороться с кибербуллингом:).

Государство

При любых вариантах, если законопроект будет одобрен, наше «любимое правительство» в очевидном выигрыше. Если Big Tech согласятся прийти в Казахстан на условиях правительства — отлично. Можно будет уже с полным правом и другим выражением лица требовать выполнять запросы на удаление контента, блокировать и предоставлять любые данные. Госорганы получат возможность прямого влияния на контент, его удаление, блокировку, могут диктовать условия и даже, наверное, заставлять публиковать Послания и их разъяснения. Сейчас сложно представить. Но мир уже показал, что может меняться до фантасмагорических форм очень быстро.

Если иностранные компании откажутся открывать представительства — еще лучше. Можно будет со спокойной совестью, ссылаясь на закон, предавать их цифровой анафеме: блокировать или снижать скорость. Заменить можно лояльными россиянами и китайцами. Ну и, разумеется, уже готовыми на этот случай Aitu и Aitube.

BigTech, IT-гиганты и вообще компании, которые подпадут под закон

Как известно, согласно запланированным требованиям, иностранные компании будут должны открыть представительства в Казахстане и назначить их руководителями казахстанцев. Это, конечно, проигрышная позиция по деньгам (затраты, налоги). Проигрышная позиция по отношениям с регулированием, учитывая какой поток требований в итоге они получат, зайдя под юрисдикцию Казахстана (удали то, заблокируй того, предоставь данные по переписке и т.д.). Выгода от рынка, вероятно, есть, но она вряд ли сопоставима с объемом обязательств. Согласятся пойти на такие условия разве что российские и китайские компании.

Навскидку можно предположить, что из иностранцев легче всего прийти будет, например, Mail.ru с многочисленными сервисами и аж тремя соцсетями (Мой мир, Одноклассники и VK), а также, вероятно, китайскому TikTok. Можно предположить, что просто у этих компаний уже достаточный аналогичный опыт «взаимоотношений» с правительствами своих стран. А какие у них могут быть резоны оставаться на рынке, неизвестно.

Получается, что государство вкупе с BTS Digital, а точнее ERG — основные выгодополучатели «священной борьбы с кибербуллингом». Потому что в итоге именно они займут место на вершине «пищевой цепи» в массовых коммуникациях. И если в случае BTS и ERG мы можем иметь в виду вполне конкретные персоны, то слово «государство» представляет собой несколько размытый образ.

Наверняка, у новых поправок есть вполне конкретные авторы и лоббисты. А мы видим и слышим лишь, так сказать, «амбассадоров». Для меня ширма «защиты детей от кибербуллинга» выглядит циничной. Цели принятия этих поправок сомнительными и противоречивыми. А вероятные последствия крайне опасными.

Весь данный прожект как минимум вносит жуткий дисбаланс, противореча известному правилу, предостерегающему складывать яйца в одну корзину, а также нашей отечественной хваленой многовекторности. Кто-то хочет слишком большой ресурс в одни руки, жертвуя сложившейся устоявшейся системой. Если не слышать критику, невозможно решать проблемы. Если не будет слышно критику, это не значит, что нет для нее поводов. Население, привыкшее выпускать пар в соцсетях, лишится этой возможности. 

Узбекские коллеги рассказывали мне одну историю. Дочь бывшего президента Каримова Гульнара как-то купила угольное предприятие. Но в этом регионе жители пользовались газом и не покупали уголь. Что сделала новая владелица? Правильно — лишила альтернативы в погоне за кэшем. Местные власти просто обрезали газовые трубы населению. И те стали вынуждены покупать уголь по монопольной цене.

Не знаю, чем закончилась эта история для местного населения, но всем известна незавидная судьба Гульнары Каримовой.

Директор Международного центра журналистики MediaNet, медиа-тренер, консультант, журналист. Инициатор и разработчик нескольких обучающих проектов: «Практическая журналистика», Медиа-Школа (независимая школа журналистики) и др. Основатель Factcheck.kz

Factcheck.kz