Фактчек | Депутат Омарбекова о детях с особыми образовательными потребностями

21 апреля на очередном пленарном заседании Мажилиса депутат Жанат Омарбекова выступила с кратким докладом о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования», в котором упомянула, что в стране проживает более 162 тыс. детей с особыми образовательными потребностями. Это 2,7% от общего числа детей.

Выступление Жанат Омарбековой

Проверяем цифры, которые привела депутат.

Вердикт: Без вердикта

По данным Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования (ранее — ННПЦ коррекционной педагогики), озвученным в середине прошлого года, в Казахстане насчитывается 161 156 детей с особыми образовательными потребностями, и это действительно составляет около 2,7% от общего количества детей в стране. Однако не всё так однозначно. В конце 2020 года министр образования Асхат Аймагамбетов, выступая на заседании правительства, заявил, что лиц с особыми образовательными потребностями в стране около 140 тыс., причём он имел ввиду не только детей. Разбираем в деталях.

Разница в статистике удивляет потому, что ННПЦ развития специального и инклюзивного образования относится к МОН РК. Складывается впечатление, что у ведомства нет точной статистики по количеству детей с особыми образовательными потребностями, либо была допущена ошибка.

В связи с противоречием в данных мы оставляем утверждение без вердикта, по крайней мере до тех пор, пока не будет опубликована актуальная и точная статистика.

Между тем ещё в 2017 году Комитет по охране прав детей МОН РК в своём «Докладе о положении детей в Республике Казахстан» сообщал, что в 2016-2017 учебном году количество детей с особыми образовательными потребностями составило 144 783. Более поздних докладов на сайте Бюро национальной статистики опубликовано не было.

Что такое особые образовательные потребности?

Особые образовательные потребности — это потребности в помощи и в услугах в учебно- развивающем процессе, без которых невозможно получения качественного образования.

Лица (дети) с особыми образовательными потребностями — лица (дети), испытывающие постоянные или временные трудности в получении образования соответствующего уровня вследствие: нарушений развития; поведенческих и эмоциональных проблем; средовых факторов (социальных, психологических, экономических, лингвистических, культурных).

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Медет Есимханов
Фактчекер, выпускник Онлайн-Академии фактчека (2020). Изучал международные отношения и государственную политику.