Антифейк: в Казахстане появился школьный учебник по медиаграмотности

Международный центр журналистики MediaNet совместно с Internews выпустил пилотный учебник по медиаграмотности для 9-11 классов. Над пособием работала большая команда медиаспециалистов из Казахстана, России, Украины, Кыргызстана и Литвы. В учебнике 10 глав: от истории медиа до кибербезопасности и борьбы с фейками, а также представлены инструменты анализа и проверки информации.

Создатели учебного пособия по медиа и информационной грамотности надеются, что этот предмет поможет старшеклассникам сформировать критическое и правовое  мышление. Дисциплина обучает подростков основам кибербезопасности, формирует рациональное отношение к поведению в социальных сетях, здравому отношению к информации, поступающей через интернет, развивает навыки анализа источников информации по степени достоверности.

От качества информации, которую мы получаем каждый день из различных источников зависит восприятие ситуации в мире в целом. Чем раньше дети и подростки научатся пользоваться предлагаемыми в учебном пособии инструментами, тем лучше у них получится определять достоверную информацию и защищать свои личные данные. Подростки 15-17 лет, как показали пилотные уроки, заинтересованы и готовы участвовать в процессе обучения медиаграмотности

Алёна Кошкина, руководитель проекта

Редактором пособия выступил Павел Банников, главный редактор ресурса FactCheck.kz, сертифицированный тренер по медиаграмотности, автор курса FactCheck Academy

Авторы учебного пособия — международнародные медиаэксперты, имеющие успешный опыт внедрения дисциплины МИГ в своих странах:

  • Иван Печищев, доцент Пермского государственного университета, медиатренер, автор курса по критическому мышлению;
  • Александр Гороховский, основатель фактчекингового ресурса «БезБрехни», сертифицированный тренер и автор книги по медиаграмотности и фактчекингу;
  • Дмитрий Шишкин, медиаэксперт, тренер, писатель;
  • Дайнюс Радзявичус, преподаватель Европейского гуманитарного университета, председатель Союза журналистов Литвы, медиаэксперт;
  • Айчурек Усупбаева, медиатренер, эксперт Центра медиа поддержки Кыргызстана;
  • Таша Соколова, медиатренер, основательница и редактор проекта “Монитор Медиа”.

Учебное издание, созданное для апробации, будет проходить несколько ступеней экспертизы Центра «Учебник», а также тестирования педагогами и методистами в качестве пилотного. В данный момент осуществляется перевод и адаптация учебного пособия на казахский язык и дополняются методические рекомендации для учителей.

Кроме того, разработчики учебного пособия составили учебный план курса «Медиа и информационная грамотность для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ» для имплементации дисциплины МИГ во все школы Казахстана. Данный курс уже одобрен в Алматы и Караганде и внедрен как элективная дисциплина. Курс «Медиа и информационная грамотность»является инновационным для региона, в то время как в мировой практике медийная грамотность уже является частью обязательной образовательной программы. Учебный план подготовлен с фокусом на Казахстан и регион Центральной Азии и включает актуальные для региона проблемы. 

Иван Печищев — автор главы «Информационная безопасность» так комментирует свою главу для Internews: «Я рассказываю о том, какие угрозы есть в интернете, в социальных сетях, и как себя защитить. И я считаю, что это очень важно, потому что современному поколению об этом не рассказывают родители, которые сами нередко делают только первые шаги в интернете».

Казахстанский журналист Дмитрий Шишкин в прошлом преподавал философию и логику в вузе, где на эту дисциплину выделяется полгода регулярных занятий. Теперь же Дмитрий попытался самое главное собрать в одном разделе:

«Я привёл самые часто встречающиеся, “классические” примеры манипуляций на основе логических ошибок, которые, употребляемые сознательно, становятся уловками. И попытался сделать максимально абстрактные примеры их использования, чтобы слушатель курса включал мышление уже на стадии чтения теории и практических заданий. Я создавал подобный курс для взрослых — для проекта Factcheck.kz, имел хорошую обратную связь — когда зрелые и состоявшиеся люди, хорошие специалисты в своих отраслях использовали новое для них знание. Надеюсь, смог адаптировать его под более молодых людей и с нетерпением вновь жду обратной связи».

«Пока мы работали над учебником, стало очевидно, что основы критического мышления, навыки ориентации в медийном поле нужно начинать как можно раньше — может быть, даже не в средней школе. Уже в три года дети смотрят ролики на YouTube и даже что-то сами могут снимать. И это вопросы безопасности, о которых должны рассказать родители детям. И самим родителям нужно осознавать, что они многое не знают, и им надо учиться вместе с детьми», — говорит Павел Банников.

Выпуск пособия стал возможным благодаря гранту Internews в рамках проекта MediaCAMP, который реализуется при поддержке USAID. Готовится перевод пилотного учебника на казахский язык и цифровая версия заданий и упражнений.