Снизить степень госконтроля над Сетью рекомендует Internet Society властям РК

Международная организация Internet Society (Общество интернета), занимающаяся развитием и обеспечением доступности интернета, рекомендует властям Казахстана предпринять ряд шагов для усиления конкуренции на телеком-рынке и снижения государственного контроля над Сетью. Об этом говорится в недавно вышедшем отчёте, в котором описываются проблемы ландшафта цифровой связи страны и пути их решения.

Что изучали и к каким выводам пришли

Как пишут авторы отчёта, они проанализировали ландшафт цифровой связи Казахстана: выявлены потенциальные инфраструктурные зависимости, влияние государственной политики на качество интернета.

Общие выводы таковы:

  • цифровая инфраструктура в Казахстане в целом достаточно развита, однако определённые проблемы сохраняются;
  • усилия по реформированию телеком-рынка и увеличению конкуренции дали результаты, но для дальнейшего снижения рыночной концентрации предстоит ещё много работы;
  • подключение Казахстана к глобальному интернету в значительной степени зависит от России, что может стать проблемой в случае ухудшения геополитических отношений между двумя странами;
  • правительство уже предпринимает шаги по снижению этой зависимости, в частности — через проекты по созданию новых маршрутов в сторону Европы. Эти инициативы, как ожидается, повысят устойчивость интернета как в самом Казахстане, так и у его соседей в Центральной Азии.

Что рекомендуют

Internet Society предлагает следующие рекомендации, которые помогут Казахстану повысить устойчивость интернета, расширить доступ в отдалённых регионах и создать более открытую и безопасную цифровую среду:

  1. Укрепление регионального сотрудничества.
    Казахстану следует развивать сотрудничество с соседними странами для повышения устойчивости интернета и диверсификации каналов связи. Один из способов — участие казахстанских операторов и других заинтересованных сторон в таких форумах, как Центральноазиатский форум пиринга и интерконнекта (CAPIF). Повышая координацию в международных инфраструктурных проектах, Казахстан и его соседи смогут создать альтернативные маршруты в Европу и Азию, уменьшая зависимость от одного транзитного оператора.
  2. Стимулирование альтернативных решений по подключению.
    Учитывая геополитические риски, связанные с высокой зависимостью от российских сетей, Казахстан должен диверсифицировать свои интернет-маршруты. Приоритетом должны стать инвестиции в оптоволоконные линии через Азербайджан и Каспийское море. Пользователям интернета в Казахстане также следует рассматривать спутниковых провайдеров как источник дополнительного разнообразия подключений, однако чрезмерная зависимость от какого-либо одного типа соединения создаёт риск единых точек отказа, слежки и контроля.
  3. Подключение отдалённых районов.
    Казахстан должен продолжить изучение потенциала спутникового интернета на низкой орбите (LEO) как резервного варианта подключения, особенно для отдалённых районов. Хотя оптоволокно остаётся наилучшим решением в долгосрочной перспективе благодаря своей скорости и надёжности, LEO может предоставить временные решения для недостаточно обеспеченных сообществ и в условиях чрезвычайных ситуаций.
  4. Повышение безопасности и конфиденциальности.
    Казахстану необходимо предпринять шаги для защиты интернет-пользователей от слежки и киберугроз. Государство должно официально отказаться от программы корневых сертификатов, использовавшихся для перехвата зашифрованного интернеттрафика. Эта программа подрывает доверие к онлайн-сервисам и подвергает пользователей риску. Интернет-провайдеры и регулирующие органы должны работать совместно для восстановления доверия, обеспечивая конфиденциальность и безопасность пользовательских данных. Кроме того, шифрование должно быть признано ключевым элементом национальной безопасности — оно защищает пользователей от кибератак и иностранного шпионажа.
  5. Развитие открытого и конкурентного рынка.
    Интернет-рынок Казахстана остаётся высоко концентрированным: «Казахтелеком» играет в нём доминирующую роль. Для развития конкуренции государству следует проводить политику, облегчающую выход новых интернет-провайдеров и контентных сервисов на рынок. Это включает в себя снижение барьеров для международных облачных провайдеров и сетей доставки контента, в том числе отмену требований о мажоритарной доле местного участия, чтобы повысить конкуренцию и открыть рынок.
  6. Развитие точек обмена интернет-трафиком (IXP).
    Правительству Казахстана следует реализовать политику, способствующую более широкому участию в IXP, чтобы повысить устойчивость сетей, снизить задержки и уменьшить расходы на транзит. Это включает в себя создание условий для подключения всех интернет провайдеров, контентных сервисов и предприятий к точкам обмена на основе нейтральной, прозрачной и конкурентной среды. Приватизация или государственно-частное партнёрство в управлении государственными IXP может способствовать более широкому внедрению. Кроме того, инвестиции в инфраструктуру, такую как нейтральные к операторам дата центры, помогут улучшить локальный обмен трафиком и снизить зависимость от дорогостоящего международного транзита.
  7. Предотвращение отключений интернета и государственного контроля над контентом. Инициированные государством отключения интернета имели серьёзные экономические и социальные последствия. Для обеспечения стабильности правительство должно отменить обязательства, требующие от интернет-провайдеров маршрутизации трафика через Единый шлюз доступа к интернету, который работает как централизованный механизм контроля. Вместо этого Казахстану следует принять политику, поддерживающую открытый и глобально связанный интернет, позволяющий бизнесу, СМИ и гражданскому обществу функционировать без перебоев.

Контекст

Согласно отчёту правозащитной организации Access Now и коалиции #KeepItOn, правительства всё чаще прибегают к блокировкам Сети, чтобы подавить протесты и контролировать информацию. Глобальная тенденция ухудшилась — в 2024 году зафиксированы 296 интернет отключений в 54 странах, тогда как годом ранее было 283 блокировки в 39 странах.

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz