«Vatnik Soup: Полное руководство по российской дезинформации» — так называется новая книга финского эксперта в области пропаганды Пекки Каллиониеми. В своей работе Каллиониеми раскрывает механизмы работы российской пропаганды, разоблачает ложные нарративы и рассказывает о людях, которые способствуют их распространению.
В беседе с корреспонденткой издания «Новая газета Европа» Юлией Ахмедовой Каллиониеми рассказал, как функционирует российская пропаганда, и каким образом ей удаётся влиять на общественное мнение в различных странах. Редакция Factcheck.kz пересказывает самое главное.
Пропагандисты и их аудитория
Особое внимание автор уделяет тому, как Кремль использует иностранных блогеров, которые создают пропагандистский контент для западной аудитории на разных языках. Эти блогеры часто продвигают нарративы, выгодные Кремлю, комбинируя их с теорией заговора, критикой руководства и политической системы западных стран.
По словам Каллиониеми, выяснить, что именно движет распространителями пропаганды, бывает непросто, но существуют определённые признаки.
На мотивацию пропагандистов могут влиять такие факторы как: деньги, идеология, принуждение и эго (по-английски «MICE — money, ideology, coercion and ego»). Эта концепция, используется в контрразведке и помогает понять, почему кто-то может пойти на предательство или начать сотрудничать с враждебной организацией.
Например, некоторых людей мотивирует материальная выгода или ностальгия по коммунистическому прошлому. На других людей у российской стороны есть компрометирующие данные. И, наконец, эго — многим хочется, чтобы их уважали и слушали. В большинстве случаев мотивация людей, продвигающих пропагандистские идеи, включает хотя бы один из этих элементов.
Помимо привлечения популярных блогеров и лидеров мнений, успех российской пропаганды заключается в работе с целевой аудиторией на различных онлайн платформах. При распространении своих нарративов Кремль учитывает множество аспектов: площадку, географию, демографию и возраст аудитории.
Так платформа X (ранее известная как Twitter) — одна из самых влиятельных и элитарных, именно её используют многие политики. Для молодёжной аудитории наибольшее значение имеет TikTok, тогда как люди старшего возраста остаются привержены Facebook. В свою очередь, российская и украинская аудитория активно использует Telegram. А значительная часть пожилого населения продолжает получать информацию через телевидение.
По словам эксперта, Россия разработала самую эффективную в мире модель информационной войны, которая постоянно эволюционирует и адаптируется к новым вызовам.
Пекка Каллиониеми уверен, что нашумевшие ботофермы и тролли сейчас составляют только малую часть инструментов российской пропагандистской машины и не оказывают значительного влияния на информационный фон. Новая модель информационной войны требует новых подходов и методов.
Один из таких методов заключается в использовании обширной сети сгенерированных искусственным интеллектом (ИИ) сайтов. Основной их контент — это обычные новости, взятые из других источников, но время от времени там появляется «вброс» — фейковая или идеологически нагруженная новость. Например, сообщение о том, что Владимир Зеленский якобы купил старый автомобиль Гитлера. В итоге фальшивка попадает на сайт с в целом достоверными новостями, что делает фейк более правдоподобным.
Ещё одна тактика — «отмывание информации» и сотрудничество с влиятельными фигурами в социальных сетях. Крупным YouTube-блогерам с многомиллионной аудиторией платят, чтобы они распространяли нужные нарративы. Причем Кремль может связываться с лидерами мнений не напрямую, а передаёт деньги и информацию через посредников. Недавним примером подобной операции стал случай с американской компанией Tenet Media.
По данным Министерства юстиции США, Tenet Media получила 10 миллионов долларов от сотрудников российской медиаплатформы Russia Today. На эти деньги компания наняла популярных консервативных блогеров с многомиллионной аудиторией. Целью было создание контента, направленного на разжигание политических конфликтов в США в интересах российского правительства. Утверждается, что блогеры, которым платили до 400 тысяч долларов в месяц, не знали о связях Tenet Media с Россией.
Интересно, что платежи проходили через фиктивные компании, зарегистрированные в третьих странах, и были замаскированы как переводы на приобретение электроники. Таким образом, сначала происходило отмывание денег, а затем — и самой информации. Первоначальный же нарратив, который предлагается распространять, исходит от Кремля, но сами блогеры могут даже не догадываться об этом. Это хитрая и крайне результативная тактика, отмечает Каллиониеми.
Кремль активно пользуется когнитивными искажениями аудитории. Например, эффектом ореола, когда большие аудитории склонны безоговорочно доверять своим кумирам. Именно это чувство преданности формирует у крупных блогеров ореол доверия, что делает их идеальными инструментами для пропаганды.
Похожую стратегию Россия активно использует и в TikTok. Молодым блогерам платят за то, чтобы они распространяли позитивные высказывания о Владимире Путине, поддерживали «специальную военную операцию» и другие подобные темы. Эта сеть популярных создателей контента стала мощным инструментом в руках Кремля.
Современные технологии
Кремль активно использует ИИ: от генерации поддельного контента и комментариев, до создания целых новостных порталов. Например, за два дня до парламентских выборов в Словакии осенью 2023 года была опубликована якобы подлинная запись разговора лидера либеральной и проевропейской партии «Прогрессивная Словакия» Михала Шимечки с журналистом. В этой записи обсуждались способы «манипулировать» «голосами цыган» в его пользу.
К тому моменту, когда запись была определена как фейк, её успели распространить тысячи людей в социальных сетях, а репутации Шимечки сильно пострадала. В итоге победу на выборах одержал его оппонент, Роберт Фицо, известный своей пророссийской риторикой.
Подобные техники могут применяться, чтобы манипулировать избирателями на президентских выборах в США, опасается Каллиониеми. Эксперт отмечает, что Илон Маск уже распространял сгенерированную ИИ аудиозапись с голосом Камалы Харрис.
В зоне риска
Наиболее уязвимы перед пропагандой любого рода, в том числе пророссийской, те страны, где уровень доверия к правительству низок, коррупция процветает, а общество глубоко расколото. Когда доверие к политикам уже подорвано, людям легче поверить в ещё более нелепые и ложные заявления о них.
Примером здесь могут служить США — страна с сильной политической поляризацией, где доминируют две партии: демократы и республиканцы. По словам Каллиониеми, крайняя поляризация мнений в сочетании с практически полной свободой выражения этих мнений — опасное сочетание. Свобода слова — важный аспект в жизни общества, но при такой политической напряжённости, её можно использовать для распространения вредоносных нарративов и ещё большей поляризации граждан.
Мы уже наблюдали это на практике: из-за политических разногласий между двумя партиями, которые долго не могли прийти к консенсусу, поставки военной помощи Украине были задержаны на полгода. За это время погибли тысячи военных и мирных граждан. Это и есть последствия поляризации, и Кремль продолжает использовать этот фактор в своих интересах.
Для противостояния пропаганде и дезинформации необходимо стремиться к созданию максимально открытого общества, где все проблемы обсуждаются цивилизованно, а не замалчиваются. Однако это крайне непростая задача.
Иначе работает российская пропаганда в таких странах, как Германия и Франция. Там Кремль действует через популистские партии. Эти политические силы предлагают простые решения сложных вопросов, таких как иммиграция и безработица.
В Германии к таким партиям относятся правая «Альтернатива для Германии» (AfD) и левый «Союз Сары Вагенкнехт». Они особенно популярны в восточных регионах страны, где уровень жизни ниже, и где антииммигрантская риторика находит широкий отклик. Местные жители недовольны своей жизнью и жаждут перемен, поэтому голосуют за популистов. При этом их выбор не обязательно основан на пророссийских взглядах — многие избиратели, возможно, вовсе не поддерживают Россию. Их голос — это скорее выражение желания перемен в обществе.
Сейчас подобные политические партии набирают популярность в целом ряде стран, а Кремль искусно пользуется этой ситуацией, оказывая поддержку тем силам, которые впоследствии начинают поддерживать Путина.
Пекка Каллиониеми отмечает, что кремлёвская пропаганда наименее эффективна в странах Северной Европы. Эксперт связывает это с когнитивной устойчивостью граждан, которая возникает с детства — детей со школы обучают критически относиться к информации, работать с источниками, анализировать сведения и так далее.
Критическое мышление и медиаграмотность вместо штрафов и цензуры
Безусловно, на законодательном уровне страны пытаются бороться с враждебной пропагандой. Например, Европейский Закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) возлагает ответственность за распространение пропаганды, ненависти или незаконных услуг на крупные технологические компании, такие как Facebook и Google. Но Каллиониеми считает, что существующие меры мало эффективны.
Европейский Союз не является монолитной структурой и не может принимать решения с той же скоростью, что авторитарные режимы или диктатуры. Внутри ЕС существует множество разногласий, включая дебаты по поводу самого Закона о цифровых услугах.
Кроме того штрафы недостаточно велики, чтобы оказывать реальное воздействие на компании. Для кого-то вроде Илона Маска штраф в 10 миллионов долларов не имеет большого значения. Тем более если такие штрафы выписываются через несколько лет после того, как дезинформация уже нанесла вред. Поэтому регулирование в демократических странах зачастую запаздывает.
В России ситуация выглядит противоположно. Если Роскомнадзор замечает угрозу в информационном пространстве, он немедленно вводит запрет. Всё происходит оперативно, без долгих обсуждений. В демократических странах подобное просто невозможно.
При этом те меры цензуры, которые всё же применялись, не дали ожидаемого результата. Заблокированные российские медиа, как RT и Sputnik, никогда не имели широкой популярности в Европе, а Кремль нашел способ обхода этих ограничений с помощью онлайн платформ. Чтобы действительно контролировать поток информации, европейским властям придется блокировать тысячи сайтов, а это далеко не лучший путь.
Кроме того, людей, которые уже поддались определённым нарративам очень сложно переубедить. Поэтому действовать лучше превентивно — создавать условия, при которых люди изначально не будут попадаться на уловки пропаганды.
По мнению эксперта, медиаграмотность и критическое мышление — единственный по-настоящему действенный способ противостоять дезинформации и пропаганде любого рода. Но для того, чтобы стать эффективным эти навыки должны быть интегрированы в систему образования и преподаваться в школе.
Коллеги по пропаганде
Не только Россия продвигает свои интересы за рубежом с помощью манипуляции и пропагандистских кампаний.
Китай, обладая значительными ресурсами, также проводит масштабные информационные операции, но ему не хватает тонкости в подходе. Пекин хуже понимает западное мышление, что делает китайские пропагандистские кампании топорными и легко распознаваемыми. Однако с развитием ИИ ситуация меняется — Китай учится и адаптируется.
На Ближнем Востоке дезинформацией занимаются крупные коммерческие структуры. Например, Саудовская Аравия имеет мощную киберармию, которая атакует оппозиционеров. Иран также активно участвует в кибервойнах и занимается взломами. КНДР известна своими хакерами, но их деятельность ограничена корейским пространством.
Что касается США, они уже десятилетиями проводят операции, часто действуя открыто. В отличие от скрытных российских методов, прямая американская пропаганда присутствует, например, в голливудских фильмах, где показываются патриотизм, свобода и возможности Америки. Это тоже форма пропаганды, направленная на продвижение американских ценностей.