«Находиться на территории трамплинного комплекса «Сункар» и около него опасно для жизни»… «Склон не устойчив и может «поползти» вместе с сооружениями»… Именно такие слухи некоторое время будоражили жителей южной столицы.
БЕЗ ВЕРДИКТА: Часть мероприятий по устранению оползнеобразования и просадочности грунтов близ МКЛТ «Сункар» произвели не до строительства объекта в 2010 году, и не во время строительства, а уже после. Окончательный вердикт вынести не представляется возможным.
Пруфлинк – Карта с сайта ДЧС г.Алматы
Оранжевым цветом обозначены оползнеопасные участки. Чёрные линии – обозначают тектонические разломы. Синим цветом обозначены зоны возможного затопления.
Как видно из карты ДЧС Алматы, наглядно демонстрирующей все потенциальные угрозы для жизни и благополучия алматинцев, МКЛТ «Сункар», ставший визитной карточкой всех последних зимних международных спортивных ивентов, прошедших в Алматы, построен в оползнеопасной зоне.

В соответствии со Строительными нормами РК, проектирование сооружений на просадочных грунтах при возможности их замачивания следует осуществлять с применением определённых принципов защиты.
Например, таким принципом является устранение просадочных свойств. При возможности лишь частичного устранения просадочности применяется комплекс мер, в том числе водозащита грунтов основания.

Вынуждены констатировать, что при всём желании забыть об определенной опасности, пребывая в оползнеопасных районах и сейсмических зонах, к которым относится участок, где расположен МКЛТ, невозможно. Но при этом будет не лишним проинформировать горожан о том, что в 2016 году (и ранее в 2014-м) акиматом были проведены мероприятия по предотвращению скапливания влаги в почвенных слоях и укреплению склонов, на которых расположен МКЛТ «Сункар». То есть, по сути, были проведены меры по устранению недочётов.
В 2014 году управление строительства г. Алматы проводило мероприятия по дополнительному укреплению восточного и западного склонов горы у МКЛТ.
А в 2016 году акимат Алматы также выделил средства на проведение аварийно-восстановительных работ по укреплению склонов и строительству отвода ливневых вод.
В пресс-службе акима города Алматы, нам подтвердили, что на участке, где расположен комплекс трамплинов
отмечены следующие физико-геологические явления: смещение грунтов вниз по склону (оползни), плоскостной смыв, оврагообразование, просадочность, площадка расположена в сейсмической зоне.
По карте ДЧС видно, что южнее МКЛТ проходит линия тектонического разлома. В ответе пресс-службы акима также содержится информация о том, что «сейсмичность участка строительства составляет 9-10 баллов. Категория грунтов по сейсмическим свойствам – II-III. Тип грунтовых условий по просадочности – I–II».
Заместитель начальника ДЧС г. Алматы, полковник Е. Нурпеисов проинформировал factcheck.kz, о том, что в 2015 году на территории МКЛТ наблюдались оползневые явления, а в 2016 году ситуация обострилась в ещё большей мере. Произошло 3 оползня, при этом существовала угроза повторных оползневых процессов.
Так в результате интенсивных осадков происходило повсеместное водонасыщение грунтов, где расположен комплекс трамплинов, что привело к утяжелению (грунтов), повышению их подвижности и нарушению устойчивости.
– упомянул в ответе на наш запрос полковник Е. Нурпеисов.
По сведениям полковника, причиной чрезвычайной ситуации 2016 года, стало отсутствие организованного отвода ливневых вод и не должное функционирование существующей ливневой канализации. Но все эти причины, как явствует из сообщения полковника, устранены.
Что касается непосредственно сооружения, то, по словам проректора КазГАСА (Казахской Головной Архитектурно-Строительной Академии) Ерика Бейсимбаева, занимавшегося проектом организации и производства работ по срезке склона и устройству набивных железобетонных свай, непосредственно фундамент «проектировался и строился в соответствии с нормативными документами в области архитектуры и строительства.
Крутизна склона составляет 38-43 градуса. Это довольно крутой склон. Надо было обеспечить его устойчивость. Он был сшит сваями диаметром 80 см, углубленными на 38 м. Мы участвовали в работах непосредственно при устройстве свай, разрабатывали технологическую карту устройства. Сваи обеспечили достаточную устойчивость склона и сооружения. Также они использовались как опоры спускной дорожки. В момент строительства в 2009 году, мы почти каждый день брали параметры грунта, закладывали их в программу и давали поправочные коэффициенты.
– Местами, возможно, были трещины в грунтах. Там по проекту несколько подпорных стен, даже с проспекта Аль-Фараби видна сплошная наклонная плита, удерживающая грунт. Она закреплена анкерами до 12-15 метров глубиной. Этот объект соответствует всем нормам.
– Объект безопасен. Но что касается оползней, то они возникают из-за динамических процессов под землей, идет постоянное перемещение плит. Другой фактор – гидрогеологические условия, видите, сколько осадков в последнее время? Сейсмические процессы (а в Алматы небольшие землетрясения происходят довольно часто) тоже влияют на оползнеобразование. Сказать, что никогда не будет оползней – мы не можем, потому что эти процессы зависят от множества факторов.
– Фундамент трамплина соответствует всем требованиям и нормам. Но он занимает, возможно, 10-ю часть территории склона, есть ещё восточная, западная, южная стороны. Там тоже проходят процессы эрозии, соответственно – смывание почвы из-за осадков. Думаю, образовываются мелкие трещины, наблюдаются не сильно опасные оползневые процессы. Это естественный процесс в наших условиях.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.