Мошенники продолжают продвигать фейковую инвестиционную платформу от имени «Казатомпрома»

Фейковая платформа для заработка от имени «Казатомпрома» — одна из долгоиграющих мошеннических схем, с которыми нам приходилось сталкиваться. Впервые мы говорили о ней в конце марта. Однако реклама продолжает всплывать в социальных сетях по сегодняшний день. Способ подачи информации в целом остаётся прежним — используются фейковые баннеры, акции и дипфейки с участием экс-главы «Казатомпрома» и бизнесмена Мухтара Джакишева, а также нынешнего главы атомной компании Меиржана Юсупова.

Важной особенностью таких схем является то, что они продвигаются через рекламные инструменты. То есть мошенники платят за продвижение конкретных объявлений, которые затем всплывают в лентах Facebook, Instagram, YouTube и других приложениях у целевой аудитории, например, казахстанских пользователей определённого возраста.

В библиотеке объявлений Meta можно найти десятки публикаций о фейковой инвестиционной платформе. Ниже два скриншота результатов поиска по словам «Казатомпром» и «Джакишев», проведённого за неделю до выпуска этого материала.

  • Мошенники продолжают продвигать фейковую инвестиционную платформу от имени «Казатомпрома»
  • Мошенники продолжают продвигать фейковую инвестиционную платформу от имени «Казатомпрома»

А вот скриншоты результатов поиска по тем же словам, сделанного в день публикации этого материала.

  • Мошенники продолжают продвигать фейковую инвестиционную платформу от имени «Казатомпрома»
  • Мошенники продолжают продвигать фейковую инвестиционную платформу от имени «Казатомпрома»

Можно увидеть, что объявления продвигаются через различные аккаунты (как правило «пустышки»), часто они мимикрируют под конкретных персон, компании или СМИ.

Объявления могут быть сконструированы по-разному, но все преследуют одну цель: заставить пользователя пройти на сайт «платформы для заработка» и предоставить свои персональные данные.

Например, в видео с использованием дипфейка Мухтара Джакишева пользователей соцсетей убеждают о нереальной прибыли, которую якобы предлагает бизнесмен. Людям предлагается вложение в акции «Казатомпрома», доступ к инвестиционному плану, пассивные дивиденды и даже пошаговый план от Джакишева. Суммы заработка, которые обещают пользователям отличаются в зависимости от ролика — где-то это 700 тыс. тенге в неделю, где-то 270 тыс. в неделю, а где-то только за прохождения опроса предлагают 350 тыс. тенге.

На многих видео для пущей убедительности показаны люди, которые рассказывают о якобы полученном успехе и реальной прибыли. Дипфейк с Джакишевым утверждает, что человек, смотрящий видео, один из ста «счастливчиков», которому выпало это объявление; что ему, Джакишеву, в отличие от мошенников, ничего не нужно, ведь он финансово независим, и он просто хочет помочь своему народу. Пользователей торопят принять решение, так как возможность ограничена как по количеству участников, так и по времени.

Дипфейк — методика синтеза изображения или голоса, основанная на искусственном интеллекте. Программа обрабатывает определённое количество фото и видео с конкретным человеком, распознаёт и запоминает характерные черты лица, маркеры мимики и голос, а затем накладывает получившийся макет на изображение другого человека и подгоняет поддельное лицо под настоящее. Но есть и более простые методы, часто используемые в мошеннических схемах и фейковых вбросах политического характера, когда берётся существующее видео определённого человека и меняется его речь (1, 2). В таком случае полностью синтезируется лишь голос говорящего, а в изображении изменению подвергаются лишь движения губ и нижней части лица. К счастью, проверить такие дипфейки тоже проще, используя обратный поиск по изображению. Он помогает найти оригинал, на котором был основан дипфейк.

«Платформа для заработка», о которой идёт речь, — это максимальной простой сайт, служащий, на самом деле, лишь для сбора информации. Никаких «инструментов» там нет. После прохождения теста пользователя просят оставить имя и фамилию, а также номер телефона, чтобы с ним связался «специалист» и рассказал о деталях. Затем мошенники звонят человеку и убеждают его сделать вложение.

Мошенники продолжают продвигать фейковую инвестиционную платформу от имени «Казатомпрома»
Скриншот главной страницы мошеннического сайта

На всякий случай ещё раз отметим, что и компания «Казатомпром», в частности сам Меиржан Юсупов, и Мухтар Джакишев не в первый раз опровергают данную рекламу и заявляют о том, что не имеют к ней никакого отношения (примеры: здесь и здесь).

Распознать подобные схемы несложно. Для этого даже не обязательно знать, как проверять дипфейки. Трёх шагов ниже достаточно, чтобы понять — реальная ли перед вами возможность или обман.

  • Обратите внимание на то, кто именно публикует объявление. Если оно не размещено на официальных страницах компании или конкретного человека, от имени которых идёт реклама, то к ней стоит отнестись с подозрением.
  • Обратите внимание на веб-адрес сайта, на котором расположена «платформа для заработка». Если это не домен компании, от имени которой распространяется реклама, то это ещё один повод для скепсиса. Например, в случае с «Казатомпромом» мошеннический сайт имеет такие адреса: exploresall.com, datapathsway.com, gethefting.com, openosamalid.com, zvetetinvet.pro, dilvoro.store, fyrentalabs.site. Ничего из этого и близко не напоминает kazatomprom.kz.
  • Проверьте официальные страницы компаний и людей, от имени которых распространяется реклама. Скорее всего, они уже успели опубликовать официальное опровержение.

Контекст

С развитием технологии искусственного интеллекта увеличивается и объём дезинформации, созданной с помощью ИИ, в том числе дипфейков.

Во время рассмотрения законопроекта об искусственном интеллекте в Мажилисе 14 мая депутат Ерлан Саиров заявил, что мошенничество с использованием ИИ становится социальной «эпидемией». По его словам, пострадавших от таких мошенничеств уже десятки тысяч казахстанцев, а материальный ущерб от кибермошенничества достигает миллиарды тенге.

Тогда же было решено, что за создание и распространение дипфейков в Казахстане введут административную ответственность. Речь идёт о штрафах от 15 до 100 МРП (от 58 980 до 393 200 тенге согласно размеру МРП  в 2025 году). «Это в зависимости от того, какой субъект бизнеса работает», — отметила депутат Екатерина Смышляева.

Однако как именно планируют вычислять и привлекать к ответственности за дипфейки в соцсетях, когда речь идёт, например, об аккаунтах-пустышках, расположенных, вероятно, не на территории Казахстана — не уточняется.

Factcheck.kz