Фейковая платформа для заработка от имени «Казатомпрома» — одна из долгоиграющих мошеннических схем, с которыми нам приходилось сталкиваться. Впервые мы говорили о ней в конце марта. Однако реклама продолжает всплывать в социальных сетях по сегодняшний день. Способ подачи информации в целом остаётся прежним — используются фейковые баннеры, акции и дипфейки с участием экс-главы «Казатомпрома» и бизнесмена Мухтара Джакишева, а также нынешнего главы атомной компании Меиржана Юсупова.
Важной особенностью таких схем является то, что они продвигаются через рекламные инструменты. То есть мошенники платят за продвижение конкретных объявлений, которые затем всплывают в лентах Facebook, Instagram, YouTube и других приложениях у целевой аудитории, например, казахстанских пользователей определённого возраста.
В библиотеке объявлений Meta можно найти десятки публикаций о фейковой инвестиционной платформе. Ниже два скриншота результатов поиска по словам «Казатомпром» и «Джакишев», проведённого за неделю до выпуска этого материала.
А вот скриншоты результатов поиска по тем же словам, сделанного в день публикации этого материала.
Можно увидеть, что объявления продвигаются через различные аккаунты (как правило «пустышки»), часто они мимикрируют под конкретных персон, компании или СМИ.
Объявления могут быть сконструированы по-разному, но все преследуют одну цель: заставить пользователя пройти на сайт «платформы для заработка» и предоставить свои персональные данные.
Например, в видео с использованием дипфейка Мухтара Джакишева пользователей соцсетей убеждают о нереальной прибыли, которую якобы предлагает бизнесмен. Людям предлагается вложение в акции «Казатомпрома», доступ к инвестиционному плану, пассивные дивиденды и даже пошаговый план от Джакишева. Суммы заработка, которые обещают пользователям отличаются в зависимости от ролика — где-то это 700 тыс. тенге в неделю, где-то 270 тыс. в неделю, а где-то только за прохождения опроса предлагают 350 тыс. тенге.
На многих видео для пущей убедительности показаны люди, которые рассказывают о якобы полученном успехе и реальной прибыли. Дипфейк с Джакишевым утверждает, что человек, смотрящий видео, один из ста «счастливчиков», которому выпало это объявление; что ему, Джакишеву, в отличие от мошенников, ничего не нужно, ведь он финансово независим, и он просто хочет помочь своему народу. Пользователей торопят принять решение, так как возможность ограничена как по количеству участников, так и по времени.
Дипфейк — методика синтеза изображения или голоса, основанная на искусственном интеллекте. Программа обрабатывает определённое количество фото и видео с конкретным человеком, распознаёт и запоминает характерные черты лица, маркеры мимики и голос, а затем накладывает получившийся макет на изображение другого человека и подгоняет поддельное лицо под настоящее. Но есть и более простые методы, часто используемые в мошеннических схемах и фейковых вбросах политического характера, когда берётся существующее видео определённого человека и меняется его речь (1, 2). В таком случае полностью синтезируется лишь голос говорящего, а в изображении изменению подвергаются лишь движения губ и нижней части лица. К счастью, проверить такие дипфейки тоже проще, используя обратный поиск по изображению. Он помогает найти оригинал, на котором был основан дипфейк.
«Платформа для заработка», о которой идёт речь, — это максимальной простой сайт, служащий, на самом деле, лишь для сбора информации. Никаких «инструментов» там нет. После прохождения теста пользователя просят оставить имя и фамилию, а также номер телефона, чтобы с ним связался «специалист» и рассказал о деталях. Затем мошенники звонят человеку и убеждают его сделать вложение.

На всякий случай ещё раз отметим, что и компания «Казатомпром», в частности сам Меиржан Юсупов, и Мухтар Джакишев не в первый раз опровергают данную рекламу и заявляют о том, что не имеют к ней никакого отношения (примеры: здесь и здесь).
Распознать подобные схемы несложно. Для этого даже не обязательно знать, как проверять дипфейки. Трёх шагов ниже достаточно, чтобы понять — реальная ли перед вами возможность или обман.
- Обратите внимание на то, кто именно публикует объявление. Если оно не размещено на официальных страницах компании или конкретного человека, от имени которых идёт реклама, то к ней стоит отнестись с подозрением.
- Обратите внимание на веб-адрес сайта, на котором расположена «платформа для заработка». Если это не домен компании, от имени которой распространяется реклама, то это ещё один повод для скепсиса. Например, в случае с «Казатомпромом» мошеннический сайт имеет такие адреса: exploresall.com, datapathsway.com, gethefting.com, openosamalid.com, zvetetinvet.pro, dilvoro.store, fyrentalabs.site. Ничего из этого и близко не напоминает kazatomprom.kz.
- Проверьте официальные страницы компаний и людей, от имени которых распространяется реклама. Скорее всего, они уже успели опубликовать официальное опровержение.
Контекст
С развитием технологии искусственного интеллекта увеличивается и объём дезинформации, созданной с помощью ИИ, в том числе дипфейков.
Во время рассмотрения законопроекта об искусственном интеллекте в Мажилисе 14 мая депутат Ерлан Саиров заявил, что мошенничество с использованием ИИ становится социальной «эпидемией». По его словам, пострадавших от таких мошенничеств уже десятки тысяч казахстанцев, а материальный ущерб от кибермошенничества достигает миллиарды тенге.
Тогда же было решено, что за создание и распространение дипфейков в Казахстане введут административную ответственность. Речь идёт о штрафах от 15 до 100 МРП (от 58 980 до 393 200 тенге согласно размеру МРП в 2025 году). «Это в зависимости от того, какой субъект бизнеса работает», — отметила депутат Екатерина Смышляева.
Однако как именно планируют вычислять и привлекать к ответственности за дипфейки в соцсетях, когда речь идёт, например, об аккаунтах-пустышках, расположенных, вероятно, не на территории Казахстана — не уточняется.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.