Аферы со счётчиками: рассказываем о мошеннических схемах

Звонки от лица коммунальных компаний стали новой схемой мошенничества. О том, что мошенники «проверяют» счётчики на воду, в Сети писали ещё в августе этого года. Спустя месяц казахстанцы в социальных сетях стали сообщать о том, что к ним звонят мошенники и требуют «проверить счётчик по электроэнергии» (1, 2).

Factcheck.kz рассказывает, что представляет собой мошенничество со счётчиками воды и электроэнергии, и как не стать его жертвой.

«Ваши счётчики слишком старые»

Принцип работы мошенников прост, но эффективен, поскольку используют они агрессивную риторику. «Если вам позвонили и сказали менять – значит, необходимо заменить», — сообщает голосовой робот, дозвонившись на домашний телефон (ниже можно прослушать аудиозапись подобного сообщения).

Затем, уже на мобильный телефон, звонит «представитель» службы коммунального предприятия, к примеру, «Алматы Су», повторяет всё то же самое и предлагает согласовать ближайшую дату, в которую можно будет произвести замену.

По версии Telegram-канала Aqparat Saqshysy, действия аферистов могут привести к следующим негативным последствиям: потребитель заплатит за липовую поверку; исправные и поверенные счётчики заменят новыми сомнительного качества и по завышенной стоимости; мошенники могут навязать ненужные дорогостоящие дополнительные услуги и приспособления (установку фильтров, кранов, клапанов и пр.).

При этом в случае отказа от поверки или замены мошенники пугают увеличением платежей за коммунальные услуги и грозят штрафами, которые не предусмотрены законодательством РК.

Редакция Factcheck.kz направила запрос в пресс-службу ГКП «Алматы Су», как одной из компаний, от лица которой активно действуют мошенники. В своём ответе коммунальное предприятие сообщило, что сотрудники ГКП «Алматы Су» не производят поквартирный обход и обзвон жителей, не предлагают и не устанавливают какие-либо приспособления, насадки на смесители, счётчики и бытовые фильтры для очистки питьевой воды. Единственным представителем предприятия, который контактирует с жителями, является контролёр, который фиксирует показания приборов учёта и разносит уведомления.

Требования провести поверку ранее межпроверочного срока — незаконны. Согласно приказу № 158-од «Об утверждении единого межповерочного интервала для счётчиков холодной и горячей воды» межповерочный интервал составляет 5 лет.

Также в ГКП «Алматы Су» подчеркнули, что срок поверки счётчиков указан в паспорте прибора, а в счетах-квитанциях, как правило, заранее сообщается о необходимости проведения поверки. Кроме того, статус прибора учёта воды алматинцы могут уточнить через личные кабинеты ГКП «Алматы Су» или АО «Алсеко», посредством Telegram-ассистента @AlmatySubot.

Отметим, что организации, занимающиеся установкой и заменой приборов учёта, должны иметь государственную лицензию, которой у мошенников нет. Опломбирование приборов учёта, сделанное компанией без государственной лицензии, считается серьёзным нарушением и наказывается штрафом.

Энергосчётчики и 1414

Также казахстанцы столкнулись со значительным ростом числа мошенников, выдающих себя за энергетические компании. Схема аферы с энергосчётчиками другая и рассчитана на то, чтобы получить доступ к персональным цифровым данным (в том числе финансовым).

Как описывается в постах пользователей в социальных сетях, аферисты звонят и сообщают о необходимости проверки и/или замены счётчиков электроэнергии, после чего просят назвать цифру, отправленную на мобильный телефон с номера 1414 (Единый контакт-центр по вопросам оказания государственных услуг).

Портал электронного правительства eGov.kz на своей странице в Instagram уже обращался к казахстанцам из-за действий мошенников.

Не передавайте сообщения, направленные от 1414 с кодами, третьим лицам, чтобы не стать жертвой мошенников. Злоумышленники могут воспользоваться кодом из сообщения и получить доступ к вашим цифровым данным, что влечёт за собой угрозу стать добычей мошенников.

Не исключено, что SMS-сообщение поступает с номера идентичного 1414, чтобы вызвать доверие у потенциальной жертвы. Помимо кода, мошенники могут прислать ссылку, ведущую на вредоносные сайты или файлы, и потребовать по ней перейти. Цель фишинга остаётся неизменной — получить личные и банковские данные граждан.

Из-за участившихся случаев мошенничества такого рода АО «Алатау Жарық Компаниясы», ответственное за передачу и распределение электрической энергии в Алматы и Алматинской области, сделало предупреждение на своём официальном сайте:

Мошенники могут звонить вам по телефону и представляться сотрудниками компании. Во время разговора просят вас назвать новый пароль и SMS код. Чтобы быстрее решить вопрос и дистанционно подключиться к вашему гаджету, они даже могут предложить свои услуги. Получив доступ к вашей учётной записи, мошенники могут получить все ваши деньги и даже получить кредит на ваше имя. Если вам звонят представляясь «якобы» сотрудниками АО «Алатау Жарық Компаниясы», прекратите тотчас разговор.

Компания отмечает, что её сотрудники не звонят гражданам, не уточняют личные сведения и не просят назвать SMS код, поступивший на телефон. «Специалисты, проверяющие электроустановки, ходят в специальной форме и должны предоставить удостоверения. Электроустановки в плановом режиме проверяются раз в год», — говорится в обращении.

Журналист-фактчекер

Factcheck.kz