Мнение | Путь к краху длиною в 30 лет — почему у России не получилось

Независимый российский журналист Денис Ермаков рассуждает о том, каким образом современная Россия пришла к статусу «страны-изгоя», что её ждёт в будущем, и какие уроки может извлечь Казахстан из неудачного опыта российской модернизации.

Начатая Владимиром Путиным 24 февраля «специальная военная операция» в Украине постепенно и неожиданно для многих переросла в масштабное военное, экономическое и политическое противостояние России с западной частью мира при «доброжелательном нейтралитете» (в лучшем случае) больших восточных держав, который уже подвергается эрозии.

Результаты голосования на Генассамблее ООН по резолюции, осуждающей аннексию Россией части областей Украины (143 — «за», 35 — «воздержались», 5 — «против») наглядно показывают реальное влияние России в дипломатическом мире.

Идущая восьмой месяц война требует всё большего напряжения российского политико-экономического организма, что усугубляется очевидным уже сейчас стратегическим поражением России, которая в лучшем случае выйдет из нынешнего кризиса серьезно ослабленной. 

Это создаёт новую ситуацию для её соседей и, в первую очередь, Казахстана, уже столкнувшимся с последствиями происходящего в России (беженцы от мобилизации, неуспешные попытки руководства РФ навязать Казахстану движение в своём фарватере). В новой международной реальности Астане становится все сложнее лавировать во взаимоотношениях с Кремлем, загнавшим себя в тупик и изоляцию.

Ситуация очень неопределенная, способная нарушить для Казахстана баланс сил вокруг его границ и, шире, во внешней политике страны. Что будет с Россией? Какой будет Россия? 

Но есть в российской неудаче один урок – для стран, которые хотели бы создать в современном мире эффективную и прочную политическую систему, учтя ошибки России. Возможно, что неудачный опыт российской модернизации послужит историческим уроком.

Первая стадия — формирование олигархической системы

Истоки того, во что Россия ввязалась сегодня, следует искать в 90-х годах, когда была сформирована олигархическая экономическая система, в рамках которой парламентаризм, гражданское общество, включая свободную прессу, служили только внешними украшениями. 

Вторая стадия — олигархическая система сбрасывает кожу

В нулевые и десятые годы сформированная система шаг за шагом стала освобождаться от наследия, которую она получила — миролюбивой внешней политики Горбачёва и его же политики гласности, слабых демократических институтов времён Ельцина. Последние не могли изменить сути олигархической системы, но служили тормозом, мешавшим ей раскрыть свой потенциал. Тем более, что иллюзию могущества страны создавали большие доходы от энергоносителей — следствие мирового экономического роста. 

Казалось, что олигархическая система, мутировавшая в государственные компании и корпорации, за которыми стоял узкий круг лиц, демонстрирует жизнеспособность, устраняет ряд негативных экономических черт 90-х. Так возникло совершенно наркотическая, не соответствующая реальному положению дел в России, иллюзия могущества. На смену «лихим девяностым» пришли «разгульные нулевые».  

Российская верхушка, лишенная внутренних сдержек и опьяненная экономическими успехами, к которым она не имела никакого отношения, встала на путь внешней экспансии, используя накопленную финансовую мощь. Экспансия обратилась на Запад. «Доктрина ограниченного суверенитета» была применена к Беларуси. А затем к Украине, что в итоге привело к военному конфликту в 2014 и в 2022 годах. Так же в разное время Москва пыталась с переменным успехом применить её к Молдове, Армении, Грузии (как апогей — война 08.08.08) и некоторым бывшим советским республикам Центральной Азии.

Между прочим, если бы Украина пала, то следующим объектом (вслед за Молдовой), на который обратил бы взор Кремль, мог стать Казахстан. Завершив «дело» на западе, Москва, возможно, обратилась бы на восток. Весьма показательно, как при возникновении трений с Астаной в моменты безуспешного «интеграционного давления» со стороны северного соседа в тотально контролируемом Кремлем медиапространстве РФ вдруг появлялись вбросы и заявления отдельных российских политиков и экспертов касательно возможных территориальных вопросов к Казахстану, соблюдения прав его национальных меньшинств, «саботирования» им союзнических отношений и т.п.

Третья стадия — экономическая экспансия натыкается на пределы и переходит в боевые действия, сумерки олигархической системы     

Личность руководителя играет большую роль в том положении, к которому пришла сегодняшняя Россия. Но самый тип системы, её конструкция породили сегодняшнего российского лидера. Тупик, к которому пришла российская политико-экономическая олигархия, мог не закончиться войной, но он, несомненно, закончился бы ослаблением России.

Это несомненный логический вывод олигархической системы. И её обращение к экономической, политической и, в итоге, как последний аргумент, военной экспансии, не случайно. Не сумев создать в своей стране силу примера — своей успешной модели модернизации, которой хотели бы подражать, к которой хотели бы тянуться другие страны, не оставалось ничего другого, как сделать ставку на силу. Это было необходимо для укрепления власти внутри России — демонстрация роста внешнего могущества, в условиях, когда влияние мирового экономического роста сошло на нет, и рост уровня жизни в стране прекратился.

Четвертая стадия – система пожирает сама себя изнутри

Поскольку поражение России в Украине достаточно очевидно, а её стратегическое поражение в мире вполне определено, то характерно смещение фокуса внимания на то, что происходит внутри России — на то, какими методами пытается стабилизировать себя система.

Прежде всего, бросается в глаза тот факт, что стабилизация идет не по пути создания политических институтов — настоящего парламента, расширения прав регионов, местного самоуправления, снятия узды с прессы, либерализации политической жизни. Всё это можно было бы делать умно, осторожно. 

Выход ищется на пути традиционного выстраивания чисто силового баланса структур. ФСБ, ФСО (выдвижения из неё наверх личных путинских адъютантов-охранников), Армия, Росгвардия (новая служба, выделенная в 2016 году из МВД) должны контролировать друг друга и ситуацию в стране. Новым явлением, вызванным внешними неудачами, является появление в силовом балансе т.н. «ЧВК «Вагнер» во главе с близким к президенту РФ Евгением Пригожиным — человеком с тёмным прошлым. Роль ещё одного силового противовеса (в первую очередь «родному» Путину ФСБ, а также Минобороны) играет фактически частная армия Рамзана Кадырова, который в этом году ещё укрепил свои аппаратные позиции. 5 октября президент «подарил» 46-летнему главе Чечни на День рождения очередное звание — генерал-полковника Росгвардии. 

Одна только недавняя, явно одобренная Путиным, публичная политическая атака Кадырова-Пригожина на кадровых генералов (Минобороны, Генштаба) с грубой критикой за провалы на украинском фронте, показывает, как лихорадит «систему сдержек и противовесов», благодаря которой президент РФ удерживал свою вертикаль более 20 лет. Подрыв Крымского моста (кто бы за ним не стоял) обнажил также внутренний конфликт между ФСБ и Минобороны. Битва самых разных «бульдогов под ковром» с «поисками виновных» в поражениях будет лишь нарастать.

В отличие от девяностых, нулевых, десятых годов, когда Россия по крайней мере декларировала миру какую-то политико-экономическую модель (сначала демократическую — открытую, затем суверенную — закрытую), сегодня это уже не представляется возможным. Послание миру само собой исчезло — осталась лишь одна задача — сохранить то, что есть сегодня. Так сказать, чистый консерватизм без намёка на изменения, даже мысли такой публично не допускается. 

Очевидно, что не получится. Хотя бы по той причине, что кроме «силового блока» российская политико-экономическая система в самой России не выгодна никому — она мешает всем. Её пока можно удерживать силой — ресурсы ещё есть. Но их будет становиться всё меньше и, как следствие, обострение внутренней борьбы будет приводить к её разбалансировке. Перемены в России неизбежны. Вопрос лишь во времени, формах и результате.

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz