Зомби-фейк | «Новое правило Facebook» в отношении фото

В сети Facebook вновь распространяется сообщение о том, что якобы сеть вносит изменения в оферту, и теперь фото и другой пользовательский контент оказываются не защищены авторскими правами. Сообщение аппелирует к «Римскому статуту» и призывает скопировать текст и распространить через свои страницы. Разбираем

Зомби-фейк | «Новое правило Facebook» в отношении фото

Утверждение: «Facebook может использовать ваши фотографии <…> Это может быть использовано в судебных делах в судебном процессе против вас. Все, что вы когда-либо опубликовали, становится общедоступным с сегодняшнего дня. Даже сообщения, которые были удалены или фотографии запрещены»

Вердикт: Фейк

И даже зомби-фейк. Данное сообщение с небольшими вариациями распространяется с 2012 года (уже тогда его развенчал проект Snopes, но ежегодно фейк всплывает вновь на разных языках).

Начнём с того, что Римский статут вообще не регулирует отношений в сфере авторского права. Это договор, которым был учреждён Международный уголовный суд, рассматривающий агрессии, геноциды, военные преступления и преступления против человечности после 2002 года.

В реальности отношения между пользователями и сетью Facebook регулируются пользовательским соглашением, согласно которому сеть никоим образом не заявляет авторских прав на ваши фото или другие данные. А тот факт, что Facebook является публичной компанией (то есть компанией, выпустившей акции, торгуемые на открытом рынке) или «организацией с открытым капиталом», не имеет ничего общего с защитой авторских прав или прав на неприкосновенность частной жизни.

Однако всё, что вы выложили в открытом доступе так или иначе уже используется как контент внутри соцсети, причём каждый сам разрешил это, поставив галочку согласия с правилами при регистрации.

Помимо этого — не только аналитики и маркетологи Facebook следят за вашими действиями в сети: выкладывая контент в открытом доступе в любую соцсеть, вы тем самым делаете его доступным, например, через поисковые системы. А уж кто его через них найдёт и как использует — совершенно неизвестно.

Поэтому рекомендуем вам внимательно перечитать пользовательские положения и правила конфиденциальности ваших соцсетей. А заодно и проверить настройки приватности — может быть, стоит сократить список тех, кому доступны ваши данные с нескольких миллиардов до пары сотен людей, знакомых вам лично?

Журналист, редактор. Филолог-славист. Соавтор и составитель ряда работ по журналистике и языку вражды. Работал журналистом и редактором в различных научно-популярных, развлекательных и общественно-политических изданиях Казахстана. Главный редактор проекта «Фактчек в Казахстане» с 2017 по 2022 год. Медиатренер, создатель образовательного проекта Factcheck.Academy

Factcheck.kz