Правда ли, что компания Turkish Airlines признала Донецк частью России?

В социальных сетях и некоторых СМИ в августе распространилась информация о том, что турецкая авиакомпания Turkish Airlines признала Донецк частью России. В качестве доказательства приводится фотография экрана пассажирского монитора в самолёте, на котором видна часть карты с отметкой «Donetsk», а справа открыт список городов, где Донецк приписывается России.

Скриншот поста в Telegram

Редакция Factcheck.kz решила проверить информацию на достоверность.

Вердикт: Манипуляция

Наша проверка позволяет нам предположить, что фото реально и действительно могло быть сделано на борту самолёта компании Turkish Airlines. Однако за приписывание украинского города Донецка России, скорее всего, несут ответственность разработчики программного обеспечения, о чём нам говорит идентичный случай с другой известной авиакомпанией. Утверждение о признании Turkish Airlines Донецка частью РФ в данной ситуации не обосновано достаточными свидетельствами и является манипулятивным.

В подробностях

На фотографии мы не видим логотипов Turkish Airlines. Однако по ходу изучения изображений, сделанных в самолётах авиакомпании, мы наткнулись на видеообзор полёта на борту Боинга 777, принадлежащем Turkish Airlines, в интерактивных картах которого можно заметить схожие элементы: дизайн интерфейса, шрифт, бело-синее оформление программного окна и желтые квадратные отметки городов.

Сравнение снимка из новостей и скриншота обзора на полет авиакомпанией Turkish Airlines (2:25)

Также в правом верхнем углу карты на скриншоте видеообзора видно неактивную кнопку в виде глобуса. Похожий логотип мы видим на фоне меню с названиями городов и стран на фотографии в проверяемом сообщении.

Далее, меланжевая обивка кресла, в которое встроен монитор имеет в составе характерные красные и белые нити. В другом видеообзоре Боинга 777 Turkish Airlines хорошо видно такую же обивку кресел.

Исходя из этих деталей, мы можем предположить, что фотография карты с Донецком действительно сделана на борту самолёта Turkish Airlines. Но нам не известны наверняка ни модель самолёта, ни номер рейса, ни точное время создания снимка (у фотографии стёрты метаданные) — это затрудняет проверку, так как оснащение самолётов одной модели различается даже на одном и том же направлении, как видно из сравнения двух обзоров (1, 2) на рейс Куала-Лумпур — Стамбул Боинга 777 (обратите внимание на модели мониторов).

Но даже предположив, что на интерактивных картах Turkish Airlines Донецк действительно приписан России, мы не можем утверждать, что это позиция авиакомпании или ошибка, за которую она несёт ответственность.

Редакции также удалось выяснить, что 3 года назад такая же неточность была обнаружена на картах авиакомпании Люфтганза.

Случай с Люфтганзой

Скриншот твита Алексея Макеева в Twitter

18 ноября 2019 года украинский дипломат Алексей Макеев опубликовал в своем аккаунте в Twitter сообщение об ошибке, которые его коллеги заметили на рейсе Осака-Мюнхен авиакомпании Люфтганза. Макеев приложил видео, на котором видно интерактивную карту и список локаций, довольно похожие на те, что публикуются в проверяемом нами сообщении. Количество городов в списке отличается, как и внешний вид отметок населённых пунктов, но расположение элементов приложения и цветовое оформление — белый, синий, желтый — в целом совпадают. 

В своём следующем твите Алексей Макеев попросил авиакомпанию устранить ошибку. В России действительно есть небольшой город Донецк в Ростовской области, почти на границе с Украиной, однако город, выделенный на интерактивной карте — Донецк в Донецкой области Украины. Этот же город виден на участке карты на распространяемом изображении — обратите внимание на очертания Азовского моря чуть южнее отметки города, российский Донецк находится дальше на восток и при таком масштабе море было бы не видно. 

На карте слева действительно изображен Донецк в Донецкой области, на карте справа отмечены оба Донецка и их расположение относительно Азовского моря.

В ответ украинскому дипломату представители авиакомпании Люфтганза принесли извинения и заверили, что ошибка возникла на стороне разработчиков программного обеспечения, которое вскоре будет обновлено, а неточность устранена. 

Учитывая схожести в дизайне и принципе работы интерактивной карты Люфтганзы в 2019 и на анализируемой нами фотографии, можно предположить, что и Люфтганза, и Turkish Airlines использовали программу одного производителя, который и несет ответственность за ошибку. При этом неизвестно, допущена ли неточность по незнанию или намеренно.

Читайте также

Летом в Сети появились фотографии наклеек с надписью «Planes with Russians must crash» («Самолёты с русскими должны разбиваться»), якобы наклеенные украинцами в самолётах различных авиакомпаний. Российское издание «Проверено» выяснило, правдивы ли эти фотографии.