Фактчек | Пентагон манипулировал жителями Центральной Азии

В конце ноября в казахстанских [здесь], российских [1, 2] и западных [1, 2, 3] СМИ появилась информация о том, что американские военные использовали фейковые аккаунты и организовывали информационные кампании в соцсетях для манипуляции жителями Центральной Азии и Ближнего Востока, а также для продвижения интересов США и их союзников на этих территориях. В качестве источника указывается квартальный отчёт компании Meta.

По просьбам читателей редакция Factcheck.kz решила проверить достоверность сообщений.

Вердикт: Правда и манипуляция

В чём правда: информационная кампания Пентагона по продвижению интересов США в Центральной Азии действительно имела место, что доказано как самой Meta, так и независимыми аналитиками.

В чём манипуляция: сообщения в некоторых СМИ о том, что «Пентагон манипулировал гражданами Казахстана и ЦА» или «отрабатывал психологическое оружие на гражданах Казахстана», сильно преувеличены. За два года существования фейковых аккаунтов, они не получили ни сколько-нибудь значимой вовлеченности, ни органического роста (подписчики накручивались искусственно, чтобы обеспечить страницам хоть какое-то правдоподобие). Поэтому справедливым будет сказать, что деятельность поддельных страниц оказала минимальное, если не нулевое, влияние на население.

Ниже — знакомим вас с историей кампании и выводами аналитиков.

Отчёты и резонанс

Ещё в конце августа компании Meta и Twitter объявили об удалении ряда фейковых аккаунтов за нарушения информационной политики, спам, а также за «скоординированные подложные действия». Хотя причастность Вашингтона прямо не утверждалась, Twitter определил Штаты и Великобританию как «предположительные страны происхождения» удаленных аккаунтов, в то время как в Meta пришли к более однозначному выводу: «страна происхождения» — США.  

Ранее аналитическая компания Graphika и отделение Стэнфордского университета по исследованию Интернета Stanford Internet Observatory опубликовали отчёт о проверке сети поддельных личных и медиа аккаунтов, которые в течение нескольких лет действовали в Facebook, Instagram, Twitter и других соцсетях. В нём говорится, что из 146 удаленных аккаунтов в Twitter, часть была создана в рамках открытой программы Пентагона по противодействию пропаганде (Trans-Regional Web Initiative). Другая же часть аккаунтов, исследованием которой и занялись аналитики, была элементом скрытой информационной кампании, создателей которой не удалось точно определить по открытым источникам. Однако из документа следует, что фейковые аккаунты активно использовали новостные материалы из пресс-релизов посольств США, а также сайтов и СМИ, финансируемых американским правительством и Министерством обороны. Кроме того два твиттер-аккаунта с наибольшим количеством подписчиков прямо заявляли о своей связи с Вооруженными силами США.

После публикации отчета Graphika и SIO, Министерство обороны США подверглось критике, в том числе представителями Белого дома, из-за «попыток манипулировать онлайн-аудиторией за рубежом» и «репутационных рисков», которые могут последовать из-за того, что Штаты применяют те же инструменты информационной войны, что Россия и Китай. В частности аналитики обнаружили такие методы манипуляции как создание дипфейков и ретуширование чужих снимков для аватаров фейковых аккаунтов, создание страниц якобы независимых СМИ, распространение мемов и вирусных видео, а также запуск онлайн петиций. Как заметил один из собеседников Washington Post, подобные действия противоречат декларируемым Штатами ценностям, лишают США морального превосходства над оппонентами и дискредитируют страну в глазах мирового сообщества. В связи со скандалом, Пентагон, официально не признавший вовлеченность в информационную кампанию, организовал проверку отделов, которые отвечают за проведение секретных информационных военных операций. Однако 22 ноября вышел квартальный отчёт Meta, подтверждающий, что фейковые аккаунты принадлежали «лицам, связанным с Вооруженными силами США». Спустя месяц, 21 декабря, американское издание The Intercept опубликовало результаты расследования о сотрудничестве Twitter и Пентагона.

По данным, которые журналисты получили из архивов компании, предоставленных новым генеральным директором Илоном Маском, представители Twitter не только не удаляли, но и продвигали аффилированные с Пентагоном аккаунты, помогая им обходить внутренние ограничения платформы. В качестве доказательств расследователи предоставили скриншоты внутренней переписки представителей Twitter с работником Центрального командования ВС США Натаниэлем Кэлером (Nathaniel Kahler), в которых последний просит верифицировать и добавить в «белый список» 52 арабо-язычных аккаунта. Цель этих аккаунтов, по словам журналистов — формирование общественного мнения в Йемене, Сирии, Кувейте, Ираке и других странах. Например, по крайней мере один из этих аккаунтов публиковал проамериканские сообщения об атаках дронов по территории Йемена, делая акцент на том, что «точечные удары» уничтожали террористов, а не гражданское население. Как сообщается, сотрудничество Twitter и Пентагона продолжалось как минимум последние 5 лет.

Провальная манипуляция

Согласно отчёту Graphika и SIO, в отделении информационной кампании по Центральной Азии функционировало 12 аккаунтов в Twitter, 10 пабликов и 15 личных страниц на Facebook и 10 Instagram аккаунтов. Также аналитики нашли похожую активность и в других соцсетях: в Telegram, YouTube и российских ВКонтакте и Одноклассниках. Кампания по продвижению интересов США и положительного имиджа американских военных включала распространение мемов, вирусных видео, публикацию новостей из аффилированных Штатами СМИ, хэштег-кампании и репосты фейковых медиа-аккаунтов.

Рисунок 13 на стр. 16 отчета Graphika и SIO
Пример использования и переработки пресс-релиза посольства США в Таджикистане: перевод, оформление обложки и публикации (с минимальными изминениями) в пабликах подложных СМИ.

Контент был направлен на русскоговорящую аудиторию стран Центральной Азии и был посвящен важности дипломатической и гуманитарной помощи США странам ЦА, критике России (в особенности её внешней политики), войне в Украине, «имперской» политике Китая и действиям Пекина в отношении мусульманских меньшинств, а также сотрудничеству между странами ЦА.

Основным языком публикаций был русский, исключение составляли немногочисленные твитты на казахском и кыргызском языках. 

Поддельные личные аккаунты использовались для раскрутки фейковых СМИ и распространении генерируемой ими пропаганды. Однако вовлеченность аудитории оставалась крайне незначительной — за время существования аккаунтов (все они были созданы между июнем 2020 и мартом 2022) всего 10 постов получили больше 1000 реакций, только два ролика завирусились на Фейсбуке и лишь один из них был на политическую тематику. В то время как у большинства публикаций среднее число лайков редко превышало 10 штук, а подписчики накручивались или покупались.

Контекст

Помимо информационной кампании американских военных, в квартальном отчёте Meta говорится о китайской и российской информационных кампаниях. Meta сообщили об удалении около сотни аккаунтов и страниц, возникших в Китае и ориентированных на США, Чехию и, в меньше степени, китайско- и франкоязычную аудиторию. Вместе с этим была удалена сеть из более чем двух тысяч аккаунтов и страниц, созданных в России и нацеленных на такие европейские страны как Германия, Франция, Италия, Украина и Великобритания. По данным Meta, российская операция была сосредоточена вокруг большой сети веб-сайтов, выдающих себя за новостные организации в Европе, которые публиковали статьи с критикой Украины и западных санкций. Контент, состоящий из видео, статей и мемов, далее продвигался во всех популярных социальных сетях, сайтах для петиций Change.org и Avaaz.org, а также блог-платформе LiveJournal.

Читайте также

Фейк | США запланировали переезд на территорию Украины