Суррогатное материнство: мифы и правда об «инкубаторах»

    Фото: www.pixabay.com

    Наверное, нет таких людей, которые бы не слышали ничего о суррогатном материнстве. И как любая социально значимая тема, она пропитана множеством мифов и слухов. Иногда общество осуждает женщин, решивших стать сурмамами, называя их «инкубаторами» или вовсе «проститутками». В этой статье разбираем семь распостранённых нарративов о суррогатном материнстве и выясняем, какие утверждения о нём являются правдой, а какие — устоявшимся мифом.

    Определение суррогатного материнства

    Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при котором женщина добровольно соглашается забеременеть, чтобы выносить и родить генетически чужого ей ребёнка, которого затем отдаст на воспитание генетическим родителям — заказчикам. Они и будут юридически считаться родителями ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать. Итак, приступаем к поиску правды и лжи об этой процедуре:

    Миф первый. В Казахстане суррогатное материнство незаконно

    Вердикт — Ложь

    На законодательном уровне в Казахстане, суррогатное материнство разрешено с 1998 года с принятием Закона «О браке и семье». Позже вышли Кодекс «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» и Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», которые стали основами правовой базы суррогатного материнства. К слову, во многих европейских странах, таких как Франция, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, такой вспомогательный репродуктивный способ рождения ребёнка до сих пор не разрешен законом.

    Миф второй. Суррогатной мамой может стать каждая совершеннолетняя женщина

    Вердикт ─ Ложь

    В Кодексе «О браке (супружестве) и семье», статья № 56, составлены четкие критерии к потенциальным суррогатным матерям.

    1. Женщине должно быть от 20 до 35 лет.
    2. Она обязана иметь хотя бы одного биологического ребенка.
    3. У неё должно быть нормальные физическое и психическое здоровья, подтвержденные медицинскими учреждениями.
    4. Если женщина замужем, то требуется письменное, нотариально заверенное согласие мужа.

    Но это лишь законные требования к потенциальным сурмамам. Помимо них, учитываются некоторые факторы, влияющие на здоровое рождение малыша: наличие вредных привычек, спирали, аборта, кесарево сечения, выкидышей, операции на матке, судимость и/или привлечение к уголовной ответственности, предрасположенность к ожирению, генетические заболевания и другие факторы.

    Миф третий. Если женщина не хочет вынашивать ребенка по личным причинам, она может найти сурмаму

    Вердикт ─ Ложь

    Показания к суррогатному материнству являются исключительно медицинскими и указаны в Правилах проведения вспомогательных репродуктивных методов и технологий, утвержденных Министерством здравоохранения.

    Как пишется в статье Центра суррогатного материнства «Болашак», самой распространенная причина ─ отсутствие матки. Матка может отсутствовать с рождения (синдром Рокитанского-Кюстнера) или быть удалена хирургическим путем (гистерэктомия по жизненным показаниям, например ─ при обширном кровотечении во время кесарева сечения).

    Другие группы пациенток, кому показано суррогатное материнство, включают женщин с повышенным риском невынашивания беременности, с наличием заболеваний, при которых беременность и роды противопоказаны (например, порок сердца), и тех, у кого было много безуспешных попыток экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

    Миф четвертый. Сурмама может отказаться отдавать младенца его генетическим родителям

    Вердикт ─ Полуправда

    Это не совсем так. По закону, сурмама обязана отдать ребенка генетическим родителям (Статья № 57 Кодекса «О браке (супружестве) и семье»). К тому же, между суррогатной матерью и родителями составляется договор, где сурмама соглашается с тем, что должна передать малыша после рождения.

    Однако, существуют обстоятельства, при которых суррогатная мать может оставить ребёнка себе. Они изложены в Статье № 59 уже названного Кодекса:

    • В случае, если биологические родители отказываются от ребенка после рождения ─ тогда суррогатная мать оставляет ребенка себе, при этом не возвращает гонорар и другие полученные от них деньги;
    • В случае смерти обоих супругов ─ суррогатная мать забирает ребенка себе, если близкие родственники отказываются оформлять опеку над новорожденным.

    Закон предусматривает и такое, что суррогатное мама вовсе может отказаться от ребёнка несмотря на перечисленные обстоятельства ─ тогда ответственность за него несёт государство.

    Миф пятый. Генетические родители должны быть законными супругами

    Вердикт ─ Правда

    Действительно, воспользоваться процедурой ЭКО и услугами суррогатной матери могут только супруги. Об этом сказано в Кодексе «О браке (супружестве) и семье», статья № 54. То есть, заключать юридическое соглашение с суррогатной матерью могут лишь супруги, законно зарегистрировавшие свой брак. Таким образом, даётся гарантия, что ребёнок будет жить в полной семье и не испытывать нужду в ком-либо из родителей.

    Миф шестой. Религия запрещает суррогатное материнство

    Фото: www.pixabay.com

    Вердикт ─ Правда

    Выяснилось, что две самые распространенные религии в Казахстане ─ ислам и православие запрещают суррогатное материнство.

    Суррогатное материнство и ислам

    Суррогатное материнство в исламе запрещено шариатом. Духовное управление мусульман Казахстана (далее ─ ДУМК) осуждает суррогатное материнство, так как по шариату, перед тем, как у мужчины и женщины появится ребёнок, между ними должен быть заключён никях.

    На XV заседании ДУМК вынесло фетву (Фетва ─ нормативно-правовой источник исламского права, основанный на принципах шариата) о суррогатном материнстве, согласно которой:

    1. Запрещается пересадка искусственно оплодотворенной яйцоклетки в матку чужой женщины, добровольно согласившейся на вынашивание ребенка.
    2. Не разрешается продавать или давать на использование матки женщины чужим людям.

    ДУМК назвал причины, почему суррогатное материнство в Исламе запрещено:

    «Согласно шариату, чтобы родился законный ребёнок в браке, необходимо, чтобы его родители заключили никях с соблюдением всех шариатских требований и обязательств».

    Еще одной причиной ДУМК называет то, что женская утроба не подлежит к категории «мубах» — то есть не подлежит к продаже или замене.

    «Женская утроба не подлежит к категории мубах, то есть не подлежит к продаже, замене. К примеру, физиологические потребности женщины может удовлетворить только её законный супруг», — утверждают доховеды в управлении.

    Также, по мнению имамов ДУМК, суррогатное материнство портит родословную ребёнка.

    «Если бы женщине разрешалось продавать или дарить на пользование своё тело или другие органы, то ребёнок не мог бы знать своего рода, муж женщины также не сможет его назвать своим сыном. Такие действия, которые портят родословную ребёнка, запрещаются шариатом».

    Православие

    Православная Церковь осуждает суррогатное материнство и считает греховным деянием, «противоестественным и морально недопустимым» даже, если осуществляется не за деньги. Причины запрета изложены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, согласно которым суррогатное материнство:

    • Нарушает целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны;
    • Поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров;
    • Предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

    Но главная причина запрета кроется в том, что пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни (т.е. Бога), Церковь не может считать нравственно оправданными.

    Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются и разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Допустимо православной Церковью лишь искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

    Миф седьмой. Суррогатное материнство — это дорого

    Без вердикта

    Суррогатное материнство в Казахстане легально, но вовсе не дешево. В среднем цена на суррогатное материнство начинается от 10 тысяч долларов, при этом, согласно закону, суррогатная мать должна быть обеспечена уходом и медицинским обслуживанием за счет семьи, с которой заключила договор. Родители, страдающие бесплодием могут обратиться как к суррогатным матерям, которые находятся в базе определенных клиник или искать их самостоятельно среди знакомых или в специальных форумах, посвященных этой теме.

    Экстракорпоральное оплодотворение

    Технология суррогатного материнства не ограничивается выплатой гонорара суррогатной матери, так как помимо этого требуется еще и процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), стоимость которого в разных клиниках в Казахстане разнится от 300 000 до 700 000 тенге. К примеру, в Институте Репродуктивной Медицины (ИРМ) в Алматы стоимость ЭКО составляет 350 000 тенге (без стоимости стимулирующих препаратов).

    Гонорар суррогатной матери

    Среди казахстанцев популярен поиск сурмамы в форуме международного казахского сервера kazakh.ru, посвященный суррогатному материнству, проанализировав объявления в котором мы выяснили, что возраст желающих стать суррогатными матерями составляет от 19 до 35 лет. Все они имеют как минимум одного ребенка и за свои услуги просят от двух до 12 миллионов тенге. Также, потенциальные сурмамы требуют ежемесячные выплаты на еду, квартиру, одежду и витамины, стоимость затрат которых варьируется от 40 до 200 000 тенге в зависимости от потребностей. К тому же, если суррогатная мать родила двойню, то ей выплачивают дополнительную сумму, прописанную в договоре между биологическими родителями.

    Общая стоимость услуги «суррогатное материнство» всегда индивидуальна, так как разные женщины требуют разные гонорары, а процедуры, сопутствующие суррогатному материнству, могут различаться в зависимости от текущего состояния здоровья биологических родителей и от их финансовых возможностей. Но исходя из примерной стоимости можно предположить, что в итоге ребёнок, рожденный с помощью суррогатного материнства, получается для большинства «дорогим».


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласны с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.