Правда | Каждый второй проданный в Казахстане автомобиль – отечественного производства

    Фото: 24.kz

    16 августа 2018 года на брифинге, посвященном итогам семи месяцев в казахстанском машиностроении, председатель комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию Алмас Батанов заявил, что отечественный сектор автомобилестроения переживает подъем благодаря восстановлению спроса на рынке, открытию экспортных рынков и государственной программе льготного автокредитования. Кроме того Батанов привел оптимистичное утверждение: «Каждый второй проданный автомобиль в стране — казахстанского производства, хотя в прошлом году был каждый третий».

    Вердикт: Правда

    По данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса и Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», средняя доля официальных продаж новых автомобилей казахстанского производства с января по июль 2018 года составила 47-48%.

    В аналогичный период 2017 года рыночная доля предприятий казахстанского автопрома находилась в пределах 36-37%. При этом в рассматриваемый показатель входят не только реализованные внутри страны, но и экспортированные автомобили.

    Скриншот с сайта Kazinform

    Подробно

    Ассоциация Казахстанского Автобизнеса констатирует, что за семь месяцев 2018 года в Казахстане официально было продано (включая экспорт) 32 393 автомобиля, из которых 15 484 единицы были собраны на казахстанских предприятиях. «КазАвтоПром» сообщает, что с начала года официальные дилеры реализовали 30 925 автомобилей, из которых 14 658 единиц были произведены отечественными автозаводами. В натуральном выражении с начала года в стране было произведено 17 246 автотранспортных средств стоимостью 103,8 млрд тенге – на этом сходятся оба отраслевых объединения.

    Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО «АЗИЯ АВТО» — 57,0% суммарного сбыта отечественной техники в 2018 году. На втором месте с 38,1% рынка — ТОО «СарыаркаАвтоПром». Оставшиеся четыре места делят между собой ТОО «СемАЗ» (1,9%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (1,6%), ТОО «Hyundai Trans Auto» (0,9%) и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» (0,4%). Завод «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорске выпускает легковые автомобили брендов LADA, KIA, Skoda, Chevrolet и УАЗ, первые два из которых входят в тройку наиболее востребованных марок автомобилей казахстанской сборки. Завод «СарыаркаАвтоПром» в Костанае производит автомобили JAC, Peugeot, SsangYong, Hyundai, Ravon Nexia, Chevrolet Niva, самыми популярными из которых стали модели Hyundai. «СемАЗ», «КАМАЗ-Инжиниринг», «Hyundai Trans Auto» и «Daewoo Bus Kazakhstan» выпускают грузовую и спецтехнику, тракторы, автобусы.

    Количество и качество

    Кроме количественных показателей казахстанского автомобилестроения имеет смысл обратить внимание на качественную составляющую процессов производства. Ее отражает, например, уровень локализации, который подразумевает размещение на территории Казахстана производства автокомпонентов первоначально иностранного происхождения. Кроме этого, уровень локализации учитывает такие процессы как окраска и сборка рамы, сборка и сварка деталей. Уровень локализации на казахстанских автопредприятиях неоднородный, в среднем речь идет о 36,5% — именно эту цифру приводит газета «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение властей республики в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК).

    Цель обращения в контексте рассматриваемой темы представляет особый интерес. Дело в том, что согласно решению Высшего Евразийского экономического совета с 1 июля 2018 года для свободного обращения автомобилей в странах ЕАЭС на автозаводах – в том числе, казахстанских – должны выполняться условия наличия технологических операций по сварке и окраске кузова и уровня локализации производства не менее 50%.

    EAES-ilovepdf-compressed

    В данном случае подразумевается, что комплектующие обязаны быть произведены, как минимум, в странах союза, пояснял президент АО «АЗИЯ-АВТО» Ерик Сагымбаев для Atameken Business Channel. В связи с этим правительство Казахстана попросило Совет Евразийской экономической комиссии как можно скорее рассмотреть вопрос об отсрочивании вступления в силу данного решения до 2022 года — даже несмотря на то, что на продажи автомобилей внутри страны оно никак не повлияет.

    К 2022 году на территории Казахстана уже должен работать первый автозавод полного цикла. В конце августа 2018 года Евразийский банк развития (ЕАБР) и группа компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» заключили соглашение о строительстве в Усть-Каменогорске автомобильного производства полного цикла в партнерстве с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi в лице российской группы «АВТОВАЗ». ЕАБР предоставит предприятию кредит в размере 4 млрд рублей на 10 лет для поставки технологического оборудования цехов сварки и окраски автомобильного кузова. Ввод в эксплуатацию уже первой очереди строящихся мощностей позволит заводу ежегодно выпускать 60 тыс автомобилей и приступить к созданию технопарка по производству автокомпонентов. Углубление технологического передела обеспечит повышение уровня локализации выпускаемых автомобилей до 50%. Доля автокомпонентов, производимых на территории ЕАЭС, приблизится к 90%. В тестовом режиме корпуса сварки и окраски заработают летом 2020 года, поделился с Forbes Казахстан глава «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.

    Текущее положение дел и ожидания

    Между тем, группа компаний AllurGroup (куда входит ТОО «СарыаркаАвтоПром») в конце августа 2018 года сообщила об изменениях в составе совета директоров: в него вошел новый независимый член — генеральный директор China National Vehicles Import and Export Corporation У И.

    Изменения продиктованы условиями соглашения о вхождении китайской государственной компании CMC в капитал AllurGroup – китайцы намерены приобрести 51% простых акций казахстанского автопроизводителя.

    С помощью китайского партнера костанайское предприятие надеется значительно углубить локализацию производства, хотя завод уже освоил мелкоузловую сборку, сварку и окраску. Мелкоузловой метод (CKD) был впервые применен на «СарыаркаАвтоПром» во время реализации проекта по выпуску кроссовера SsangYong Nomad в декабре 2013 года. Решение о его приостановке было принято в 2016 году на фоне обвала казахстанского авторынка, однако в настоящее время линия мелкоузловой сборки завода модернизирована и выпускает автомобили Peugeot и JAC.

    До конца 2018 года, вероятно, также будет принято решение о внедрении новых инструментов господдержки автопроизводителей (речь о льготах и преференциях) с целью увеличения экспорта машин казахстанской сборки. В 2017 году отечественным заводам удалось продать в Китай, Россию, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан всего 1480 автомобилей (7,8% от общего количества произведенной в стране автотехники) на 5,8 млрд тенге. В начале года исполнительный директор «Астана Моторс» Антон Афонин выражал надежду на то, что «в ближайшие три года цифры станут не четырехзначные, а пятизначные».


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласен с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.