После тяжкой болезни: возвращение журналистики

    Александра Борчардт (Институт журналистики Reuters) — о том, что после многих лет болезни, новостная индустрия, наконец, демонстрирует признаки умеренного выздоровления.

    Дефицит доверия

    Согласно отчету Digital News Report, 2018 года – наиболее полный обзор потребления электронных СМИ – подписки растут, одновременно со стабилизацией потребительского доверия. Для сильно оклеветанного бизнеса, торгующего доверием, эти скромные достижения представляют значимый прогресс.

    Разумеется, мировые СМИ по-прежнему обеспокоены; отчет, подготовленный Институтом изучения журналистики Reuters, показывает, что только 44% новостных потребителей верят в то, что публикуют признанные медиа-бренды. Но это означает увеличение на один процентный пункт по сравнению с прошлым годом, что говорит о том, что дефицит доверия индустрии либо перестал расти, либо вообще снижается.

    Другие опросы еще более оптимистичны; например, ежегодный Edelman Trust Barometer установил, что журналисты восстанавливают свой авторитет, в то время как общее доверие к традиционной и онлайн-журналистике находится в своей наивысшей точке за последние семь лет. Эти результаты подтолкнули их заявить, что “возвращение экспертов” уже не за горами.

    Хотя, возможно, руководителям средств массовой информации пока еще слишком рано заявлять о своей победе, для индустрии, чья репутация сильно пострадала за последние годы, это безусловно хорошие признаки. Политическая поляризация заставила людей с подозрением относиться к средствам массовой информации, которые не поддерживают их взгляды, в то время как сокращение расходов на новостные редакции ухудшило качество предлагаемой журналистики. Но, как показывают новые данные, журналисты, похоже, ищут пути решения этих проблем.

    Соцсети отступают

    Пожалуй, наиболее показательной тенденцией в отчете Digital News Report этого года является растущее недоверие к новостям, распространяемым посредством социальных сетей. Например, наше исследование показало, что только 23% респондентов доверяют новостям, которые они находят в социальных сетях, и только 34% верят тому, что появляется в поисковых системах. Вероятно, эти цифры могут обеспокоить Google, Facebook и других технологических гигантов, чей бизнес в не меньшей степени чем у традиционных медиа-организаций зависит от доверия.

    Готовность к подписке

    Но пока платформы, подобные Facebook, ошибаются, многие традиционные средства массовой информации находят свой путь; тенденции подписок поддерживают этот вывод. Из 74 000 респондентов опроса 14% сказали, что за последние 12 месяцев они заплатили за цифровые новости как минимум один раз, тогда как средний уровень в скандинавских странах был ближе к 30%. В Соединенных Штатах нападки Президента Дональда Трампа на так называемые “фейковые средства массовой информации” имели обратный эффект, подтолкнув больше людей к поддержке независимой журналистики, чем когда-либо прежде. Например, в 2016 году за интернет новости заплатили только 9% американских потребителей; в 2017 году эта доля выросла до 16% и в этом году остается неизменной.

    Даже в таких странах, как Соединенное Королевство, где нет недостатка в свободных новостных веб-сайтах, люди инвестируют в качественное предоставление информации. Модель Guardian по сбору пожертвований или членских взносов подпитывает финансовый сдвиг. Почти во всех опрошенных странах, молодые люди партий левого толка демонстрируют наибольшую склонность платить.

    Подписная модель и свобода доступа к информации

    Некоторые критики утверждают, что платежная модель СМИ противоречит оригинальному духу Интернета как места для свободного обмена идеями, новостями и информацией. По словам оппонентов, предоставление лучших историй за деньги приведет к появлению второсортных новостей для граждан второго сорта.

    Но этот аргумент упускает три ключевых момента. Во-первых, можно предположить, что количество людей, подключенных к сети, которые вообще не могут себе позволить заплатить за новости, может быть довольно небольшим; готовность платить – это скорее вопрос приоритета расходов. Более того, оплата за то, что воспринимается как ценное, помогает делать это таковым, что и демонстрирует тенденция по приоритизации модели членства по отношению к сугубо транзакционным подходам.

    Наконец, для тех, кто действительно не может заплатить, существуют эффективные варианты донесения качественной журналистики семьям с низким доходом. Например, налоговые кодексы могли бы быть реформированы, чтобы сделать журналистскую деятельность более доступной, в то время как финансирование со стороны правительства или фонда могло бы увеличить поддержку подготовки программ государственных средств массовой информации

    Когда люди платят за контент, журналисты получают стимул к работе. Они внимательно анализируют ценность своих продуктов, тщательно проверяют факты, внедряют инновации, расследуют и отказываются от дешевого, привлекающего внимание шума от которого страдают столько платформ социальных медиа. Самое главное, эти тенденции взаимно усиливают друг друга; чем лучше журналистика, тем больше потребителей ее оценят.

    Прошло много времени, с тех пор когда медиа-индустрия могла сообщать о себе хорошие новости. Теперь, когда у нас это есть, очень важно, чтобы мы работали усерднее, чем когда-либо, чтобы поддержать тенденцию к качеству, надежности и финансовой устойчивости.

    Об авторе: Александра Борчардт, директор по стратегическому развитию в Институте журналистики Reuters.

    Другие материалы автора

    Copyright: Project Syndicate, 2018.
    www.project-syndicate.org


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласен с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.