Контекст | Коррупциогенный потенциал ОСМС

    Коррупционный потенциал реформы здравоохранения - ОСМС - в Казахстане

    Продолжаем серию публикаций, связанных с системой медицинского страхования (ОСМС). На этот раз обратимся к вопросам коррупциогенного потенциала предлагаемой системы. Конечно, потенциал — это не данность. Но можно оценить риски.

    Условия для рисков

    Риски обусловлены тем, что ФСМС – это дополнительный посредник между бюджетом и населением. По мнению экспертов из ЦПИ «Талап» финансовая сущность, порожденная ОСМС, может отличаться высоким уровнем автономии и низким уровнем контроля.

    Реформа здравоохранения в Казахстане

    Риски ОСМС из-за дополнительной нагрузки на бизнес

    Государство планирует возместить издержки работодателям, поскольку в проекте нового Налогового кодекса предусмотрено снижение ставки социального налога на 1,5% от дохода до 2025 года.  Но, по сути, ОСМС создает дополнительную нагрузку на бизнес.

    А это гипотетически – условие для ухода в теневую экономику. При том что доля ненаблюдаемой экономики в Казахстане и так составляет около 28% (по информация ЦПИ «Талап» и 26% по данным МНЭ РК). Для ИП работающих по патенту с августа сумма отчислений составляет 5% от 2МЗП, а, допустим, ежемесячные взносы физлиц, работающих по договорам ГПХ, по проекту закона, составляют 5% от дохода. Для работодателей размеры отчислений предусмотрены с 1 июля 2017 года – 1% от начисленного дохода работника, с 1 января 2018 года – 1,5%, с 1 января 2020 года – 2%, с 1 января 2022 года – 3%. То есть ставка будет расти.

    Риски ОСМС, связанные с отбором поставщиков

    На прошедшем в ДАМУ еще в августе обсуждении реформы здравоохранения, эксперты обратили внимание на вопрос отбора клиник в контексте коррупциогенного потенциала.  Схема довольно проста: деньги собираются и раздаются медучреждениям, которые прошли комиссию.

    Как говорится на сайте фонда «В базу данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в 2018 году, подала заявки 1519 медицинских организаций, из которых 45% (686) являются частными». А с 2018 года доля частных клиник вырастет в 2 раза. Насколько будет интересно хорошим частным клиникам «претендовать» и подавать заявки – вопрос. А насколько это будет интересно клиникам, которые не обросли постоянной клиентурой?

    Каким образом система будет влиять на развитие рынка мед.услуг, который по идее (как и всякий другой «рынок»), должен регулировать себя сам – тоже вопрос. Здесь вы можете, среди прочих нормативных документов, ознакомится с Правилами закупа услуг у субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

    Немного статистики

    Всего к настоящему времени фондом  было собрано около 8 миллиардов тенге. Работодатели с июля текущего года ведут отчисления из расчета 1% от начисленного дохода каждого работника без удержания с заработной платы.

    После замечаний президента г-н Биртанов предложил два года отсрочки  «для того, чтобы мы могли в первую очередь разобраться с самозанятыми и обеспечить им реальные возможности для вовлечения в систему ОСМС».  Кстати, о казусе с подсчетами собираемости по неформально самозанятым мы уже  писали.

     


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласны с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.