Контроль госпрограмм — Что ГПИИР обещал для экономики Казахстана

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

                                     Объем финансирования 2015-2017
Республиканский бюджет – 405,7 млрд тенге Нацфонд РК – 136,2 млрд тенге
                                            Итого – 541,9 млрд тенге

Коротко говоря ГПИИР обещает диверсифицировать экономику, а конкретно повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности к 2019 году. Предлагаем вам сыграть в короткую игру и проверить себя на знание государственной программы, а её исполнителей — на квалификацию и результативность.

Контекст

Ниже даны «обещания» ГПИИР согласно по целевым индикаторам:

1) рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности на 19% к уровню 2015 года;

2) рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 22% в реальном выражении к уровню 2015 года;

3) объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в сумме 4,5 трлн. тенге;

4) снижение энергоемкости в обрабатывающей промышленности не менее чем на 7% к уровню 2014 года.

Перечисленные пункты — это целевые индикаторы программы ГПИИР. Целевые индикаторы — количественное значение цели, позволяющее измерять уровень ее достижения. Другими словами KPI, которая помогает понять как справляется госпрограмма. Целевые индикаторы содержат ежегодный план по исполнению.

Зачем ГПИИР берет на себя такие инициативы? 

ГПИИР — это государственная программа. Государственная программа — документ межсферного, межотраслевого и межведомственного характера, определяет цели, задачи и ожидаемые результаты по приоритетным стратегическим направлениям развития страны. Здесь, для ГПИИР приоритетное стратегическое направление — обрабатывающая промышленность, диверсификация экономики путем индустриализации.

Комментарий эксперта

Сергей Домнин эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента Казахстана

Каков положительный эффект от госпрограммы?

Вторая индустриальная пятилетка только подошла к своему экватору, поэтому можно лишь указать на промежуточные результаты. Например, неплохо растет несырьевой экспорт: при плане в 19% до 2019, по состоянию на 2017 он вырос на 22%. Это связано в основном с увеличением производства на новых горно-металлургических предприятиях и восстановлением спроса на внешних рынках.

Производительность труда в обрабатывающей промышленности должна вырасти на 22%, но увеличилась пока лишь на 4,4%. По-видимому, это связано с низкой загрузкой мощности в среднем по обрабатывающему сектору страны. Инвестиции в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности с 2015 по 2018 достигли 2,4 трлн тенге, задача до 2019 – направить в сектор 4,5 трлн тенге. И каждый период ослабления национальной валюты будет способствовать выполнению этого показателя. Как и в 2010-2014, удается снижать ударными темпами энергоемкость: при плане -7%, мы уже сократили потребление энергии на единицу выпуска на 12,5%. Это результат того, что и компании и домохозяйства переходят на энергоэффективные решения.  

Диверсификацию экономики в контексте целей индустриализации наилучшим образом отражает такой показатель как доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП. С одной стороны, статистика показывает, что вес ее растет незначительно – с 10,7 до 11,2% (2014, 2017). С другой стороны, на фоне снижения веса всего реального сектора в целом с 37,6 до 36,6% ВВП и горнодобывающей промышленности с 15,2 до 13,6% ВВП – этот небольшой рост смотрится как значимое достижение.

Какие индикаторы могут остаться невыполненными?

Государственные программы в РК в последнее время пишутся так, чтобы индикаторы можно было выполнить наверняка. Большая часть этих показателей характеризует не эффективность государственной политики, а торговые условия, состояние мировых рынков сырья. В случае провала чиновники всегда смогут сослаться на волатильность биржевых котировок, кризисные явления мировой экономики и так далее. Кроме того, программы нередко корректируются по ходу выполнения; индикаторы той же ГПФИИР(2010-2014) исправлялись (в Министерстве по инвестициям и развитию, конечно, предпочтут слово “актуализировались”) минимум дважды.

Уверен, что по итогам пятилетки 2015-2019 будет снижена энергоемкость экономики и выполнена цель по объему инвестиций в обрабатывающую промышленность. Если будет поддерживаться текущая конъюнктура цен на металлы, удастся выполнить и индикатор несырьевого экспорта. Производительность труда точно вырастет в тенговом эквиваленте, а вот то, как будет меняться этот показатель в долларовом выражении зависит не столько от производителей, сколько от обменного курса.

Хотелось бы подчеркнуть, что диверсификация экономики, как показывает опыт развивающихся стран, это длительный процесс, занимающий десятилетия. Это путь полный проб и ошибок, поэтому не следует ожидать быстрого успеха. И уж точно нет смысла критиковать правительство за невыполнение одних индикаторов, и хвалить за выполнение других, особенно, если правительство оказывало на них довольно ограниченное влияние.

К чему должно быть привлечено внимание, и что должно стать объектом общественной дискуссии – так это последовательность действий чиновников, качество их коммуникаций с бизнесом – главным агентом изменений, уровень нормотворческой работы, взаимосвязанность применяемых ими мер и целей.

Использованные материалы:

Журналист Factcheck.kz

Factcheck.kz