Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ

Как оказалось, на фоне пандемии в сфере казахстанского высшего образования произошли тектонические сдвиги: чуть менее трети гражданских высших учебных заведений Казахстана лишились госзаказа на обучение бакалавров. Наше внимание на это событие обратил читатель, и мы заинтересовались темой. После изучения данных — спешим поделиться исследованием. Речь идёт о 36-ти ВУЗах, по логике, получивших ещё и эффективный анти-PR. 

Предыстория

Напомним, что 18 сентября СМИ со ссылкой на пост заместителя председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олжаса Ордабаева, разместили информацию о ВУЗах, в которых теперь нельзя будет обучаться по гранту. Олжас Ордабаев сообщил, что «Вузы отсекались на основании низкого трудоустройства и слабых позиций Рейтинга Атамекен… а также требования Приказа министра образования и науки РК № 122».

Несколькими днями ранее МОН РК распространила пресс-релиз по этому же поводу. При этом министерство с одной стороны сослалось на «общественность», которая «давно требовала более жесткого подхода к размещению госзаказа», а с другой стороны на президента (закрытие учебных заведений, занимающихся «печатанием дипломов», является одним из пунктов послания главы государства). 16 сентября МОН РК сообщило о лишении 25 ВУЗов 60-ти лицензий.

Спойлер

Если весомым критерием отбора всё-таки был рейтинг «Атамекена», то, получается, что некоторые (акцентируем — некоторые) университеты, как государственные, так и частные, всё же смогли получить госзаказ, не смотря на то, что оказались чуть ли не на последних местах рейтингов по образовательным программам, например, имея уровень трудоустройства от 7,8 % по отдельным специальностям. В некоторых (опять же) случаях были «отсечены» ВУЗы с высокими показателями.

Объективно, возникает ощущение избирательности в подходах. Наше исследование не претендует на истину в последней инстанции (мы основывались исключительно на показателях рейтинга, являющегося одним из критериев отбора).

Скорее, цель — общественная дискуссия, в ходе которой хотелось бы, в том числе, услышать мнение участников государственной комиссии, определившей не только судьбу госзаказа, но и, в некоторой степени, огромного по казахстанским меркам количества высших учебных заведений.

Нюанс. Метод отбора

Нюанс, собственно, обозначил Олжас Ордабаев: ВУЗзы отсекались на основании рейтинга и Приказа министра образования и науки. Получается, что ответственность за процесс и метод отбора, послуживших основанием для решения комиссии, лежит не только на НПП «Атамекен». Интересно, что и рейтинг, основанный в большей степени на вполне конкретных данных, связанных с трудоустройством, размером заработной платы выпускников, продолжительностью поиска работы — даёт измеряемые критерии; и требования, сформулированные в Приказе, подразумевают конкретику в оценке как ВУЗов, так и образовательных программ этих ВУЗов. При этом некоторые оцениваемые критерии пересекаются.

Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ

Источник. Стоит заметить, что рейтинг и сам является одним из критериев допуска к гос.образовательному заказу, — об этом также пишет Ордабаев, ссылаясь на Приказ № 122.

Ниже фрагмент из Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с…высшим… образованием…утвержденных Приказом Министра образования и наук от 29 января 2016 г. № 122.

33. При определении ВУЗов и размещении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим образованием Комиссия руководствуется следующими основными критериями:

1) наличие контингента обучающихся по соответствующей группе образовательных программ, за исключением направлений, внесенных впервые в Классификатор направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием Республики Казахстан;

2) кадровое обеспечение ВУЗов и материально-техническое обеспечение научно-образовательного процесса;

3) обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными информационными ресурсами;

4) научный потенциал и уровень проводимых в ВУЗах научных исследований (для вузов);

5) наличие мест для проживания обучающихся в общежитии, пунктов общественного питания и медицинского обслуживания;

6) наличие аккредитованных образовательных программ;

7) востребованность и трудоустройство выпускников;

8) участие в международном и/или национальном рейтингах вузов;

9) позиция вуза в рейтинге, проводимого НПП «Атамекен» не ниже половины от общего количества вузов, участвующих в рейтинге.

39. Комиссия на основе оценки принимает решение о размещении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с указанием:

1) перечня вузов, в которых по условиям конкурса размещается государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим образованием.

В своём посте Олжас Ордабаев также заявил:

«Многие из вузов на самом деле вызывают вопросы, вот только несколько интересных фактов:

В Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем обучаются на очном отделении — 1528 человек. При этом на 1 курсе — 3, на 2-ом — 6, на 3-ем — 5, на 4-ом курсе — 1513! Как такое могло случиться?

Этот же вуз даёт дипломы 13% (699 человек) всех выпускников-юристов страны. Для сравнения, в КАЗГЮУ в 2018 году выпуск по специальности юриспруденция составил 185 выпускников».

Значит, ли это, что республиканская комиссия таким образом имеет дополнительные критерии оценки, не упомянутые в правилах или всё-таки вышесказанное подпадает под критерий рейтинга НПП «Атамекен» «востребованность образовательных программ среди абитуриентов» с весом оценки в рейтинге 2%? Возможно, спикер указывает на «печатание дипломов», о котором говорил президент, но при таком раскладе, конечно, интересно было бы получить открытый доступ к подобной расширенной информации по всем казахстанским ВУЗам.

Кто решал?

В упомянутом выше пресс-релизе говорится, что в состав Республиканской конкурсной комиссии по размещению госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием вошли депутаты, представители заинтересованных госорганов, НПП «Атамекен», Ассоциации высших учебных заведений и общественные деятели, в том числе члены Нацсовета.

Президент Ассоциации ВУЗов Рахман Алшанов (представители ассоциации вошли в состав Комиссии) в интервью 365info.kz заявил, что в списке исключённых есть специализированные региональные вузы:

Например, Экибастузский инженерно-технический институт готовит специалистов по энергетике, и это единственный подобный специализированный крупный вуз. Там готовят кадры для работы на экибастузских ГРЭС. Также Рудненский индустриальный институт — он готовит специалистов для горно-рудной промышленности, и даже по заказу Солоковско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения. Все идеально — есть контакт между вузами и будущими работодателями.

Одна проблема — министерство в своих требованиях подошло ко всем вузам одинаково, вне зависимости от его размера и специализации...

В нынешнем году это был первый опыт с перечнями вузов, где госзаказ будет и не будет размещен. В следующем году он будет учтен и доработан. Из 30, которые не вошли в перечень размещения госзаказа, 20 и не возражали. Остальные 10 возразили, и госзаказ им оставили. И в этом был резон. Сразу уточню, что отказ в размещении госзаказа из-за несоответствия требованиям касается не вузов целиком, а отдельных специальностей.

Заметим, что интервью вышло 17 сентября, и спикер даёт несколько устаревшую информацию по количеству ВУЗов лишившихся госзаказа. И Рудненский ВУЗ, который он упоминает, в список 36-ти не вошел.

В чём странность решений комиссии?

Собственно, главную «странность» сформулировал в своём интервью Алшанов: отказ в размещении госзаказа касался несоответствия требованиями по отдельным специальностям. Но в целом, как мы видим, ВУЗы целиком (а не отдельные образовательные программы, например, факультеты) выбыли из списка на получение государственного финансирования. Здесь прослеживается логическая нестыковка. 

Не ясно, получат ли финансирование прошедшие комиссию ВУЗы или их отдельные факультеты и как это будет контролироваться? При этом, если исходить именно из рейтинга образовательных программ, по некоторым специальностям у ВУЗов, получивших госзаказ, весьма низкие результаты трудоустройства и, в принципе, рейтинг.

Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ

Технические специальности:

Транспорт, транспортная техника и технологии: Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати, уровень трудоустройства 45,5% (25 место) Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауэзова — 46,2% (23 место). При этом, оказавшийся на 1-м месте Екибастузский ВУЗ (95,0%) госзаказ не получит.

Материаловедение и технологии новых материалов: Satbayev University, уровень трудоустройства — 48%.

Информационные системы: Восточно-Казахстанский государственный университет имени Аманжолова — 38%.

Теплоэнергетика: Южно-Казахстанский государственный университет имени Ауэзова — 28,6%.

Искусство

Дизайн: Карагандинский государственный технический университет — 14,3% (госзаказ получит). Инновационный Евразийский университет — 83,3% (госзаказ не получит).

Медицина:

Общая медицина: Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясави занимает последнее место в рейтинге и имеет уровень трудоустройства 12,5%. Государственный медицинский университет г. Семей (44,9%), Казахстанско-Российский медицинский университет — 41,6%, Медицинский университет Караганды — 32,1%.

Фармация: Казахско-Российский медицинский университет занимает последнее место в рейтинге и имеет трудоустройство на уровне 9,1%.

Выше приведены данные из рейтинга НПП «Атамекен» за 2019 год. С полным рейтингом образовательных программ  вы можете ознакомиться самостоятельно.

Аутсайдеры — не лузеры

При этом, некоторые лишённые госзаказа, порой вовсе не выглядят лузерами ни в целом, ни в плане рейтинга по специальностям. К примеру, трудоустройство в Екибастузском инженерно-техническом институте  — от 66,7% до 100% по 10 оцениваемым специализациям (14 специализаций, по 4-м — не репрезентативные данные, поскольку по этим специальностям выпустилось менее 5 человек). По специальности  Технологические машины и оборудование  уровень трудоустройства, выпускников этого ВУЗа составляет 100%. Кстати, на примере, этой учебной программы интересно посмотреть, какие ВУЗы получат госзаказ, а какие — нет. Красной линией подчёркнуты ВУЗы лишившиеся госзаказа.

Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ

*«нерепрезентативные данные». Согласно пункту 5.4.2 Методики формирования рейтинга образовательных программ вузов РК результаты расчетов образовательных программ, где менее 5 выпускников, являются нерепрезентативными, соответственно, не подлежат ранжированию в Рейтинге.

В этом смысле казус с учебными программами Екибастузского инженерно-технического университета не единственный. В подобной ситуации оказались и другие. Например, Баишев университет (по специализациям «Информатика» и «Ветеринарная санитария» — 100% трудоустройство и высокие рейтинги) и Евразийский технологический университет (по специализациям «Педагогика и методика начального обучения» и «Информатика» — 100% трудоустройство).

Имеются менее яркие примеры, когда несмотря на высокие рейтинги по специализациям и относительно высокий процент трудоустройства, ВУЗ не получил госзаказ, в то время как его получили другие учебные заведения, имеющие аналогичные или меньшие рейтинги. На вскидку, исследуем рейтинг по специальности «Журналистика». Красной линией подчёркнуты ВУЗы лишившиеся госзаказа.

Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ

Как видим, ситуация, мягко говоря, неоднозначная. Инновационный Евразийский университет, находящийся в первой десятке рейтинга (из 24 ВУЗов), выбыл из игры. Впрочем, как мы упоминали выше (и как диктуют правила размещения госзаказа) рейтинг «Атамекена» — один из критериев, которым руководствуется комиссия.

Лишённые госзаказа по форме собственности

Подавляющее большинство из 36 ВУЗов, где государство не разместило республиканские гранты на обучение бакалавров — частные:

1. Университет «Астана» (частный)

2. Казахстанский морcкой университет (ныне Актауский Гуманитарно-Технический университет) (частный)

3. Университете дружбы народов имени академика А.Куатбекова (Шымкент, частный)

4. Институт Мардана Сапарбаева (Шымкент, частный)

5. Международный университет «Silk way» (Шымкент, частный)

6. Университет «Сырдария» (Шымкент, частный)

7. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (частный)

8. Атырауский инженерно-гуманитарный институт (частный)

9. Евразийский технологический университет (Алматы, частный)

10. Каспийский общественный университет (Алматы, частный)

11. Академия «Кайнар» (Алматы, частный)

12. Инновационный Евразийский университет (Павлодар, частный)

13. Евразийский гуманитарный институт (Астана, частный)

14. Казахская академия труда и социальных отношений (Алматы, частный)

15. Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова (Алматы, частный)

16. Центрально-Азиатский университет (Алматы, частный)

17. Центрально-Казахстанская академия (Караганда, частный)

18. Казахский университет технологий и бизнеса (Нур-Султан, частный)

19. Академия «Bolashaq» (Караганда, частный)

20. Казахстанская инновационная академия (Семей, частный)

21. Международный гуманитарно-технический университет (Шымкент, частный)

22. Екибастузский инженерно-технический институт им. Академика К. И. Сатпаева (МОН РК)

23. Евразийская юридическая академия имени Д. А. Кунаева (Алматы, частный)

24. Университет «Болашак»(Кызыл-Орда, частный)

25. Баишев университет (Актобе, частный)

26. Университет иностранных языков и деловой карьеры (Алматы, частный)

27. Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем (Уральск, частный)

28. Гуманитарно-техническая академия (Кокшетау, частный)

29. Алматинская академия экономики и статистики (частный)

30. Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (Уральск, частный)

31. Казахский университет экономики, финансов и международной торговли (Нур-Султан, частный)

32. Университет «Алматы» (частный)

33. Казахстанский медицинский университет непрерывного образования (Алматы, МЗ РК)

34. Казахско-Русский международный университет (Актобе, частный)

35. Таразский инновационно-гуманитарный университет (частный)

36. Костанайский социально-технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжара (частный)

В антирейтинге лидируют частные ВУЗы Алматы и Шымкента. Любопытно, что 6 октября Олжас Ордабаев критично высказался о решении МОН лишить лицензии КазАТК, задавая при этом вопрос: «Интересно, по отношению к гос.вузу такое же решение было бы принято?…»

Рейтинг ВУЗов от Атамекена

Для интереса посмотрим рейтинг ВУЗов в общем (а не рейтинг образовательных программ). Сводная таблица основана на рейтинге образовательных программ НПП «Атамекен» за 2019 год, имеющемся в открытом доступе.

Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ
Исследование | Казахстанские ВУЗы «аутсайдеры» и государственный образовательный заказ

Далее: полный рейтинг по общему баллу ВУЗа, по показателю трудоустройства.

Итоги

  • Расширенная комиссия решила, в каких ВУЗах могут учиться обладатели грантов, а в каких — нет. По закону — всё правильно.
  • Однако механизм принятия решений всё-таки не понятен.
  • Подавляющее большинство из ВУЗов, оставшихся без госзаказа — частные.
  • Не смотря на то, что по некоторым образовательным программам часть исключённых ВУЗов лидируют в общем рейтинге и по уровню трудоустройства — в список получателей госзаказа они не вошли.
  • Среди не прошедших республиканскую комиссию ВУЗов, есть как те, что имеют низкий рейтинг по системе оценивания НПП «Атамекен», так и те, что имеют — хорошие показатели.
  • Не ясно, что именно оценивала комиссия — образовательные программы ВУЗов или сами ВУЗы в общем.
  • Фактор рейтинга НПП Атамекен — весомый, но, по закону, не единственный. При этом опять же не ясно в какой степени рейтинг этой организации лежал в основе решения комиссии.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz