Фактчек | Спустя девять лет: что из планов по велосипедизации Алматы обернулось разочарованием

    Девять лет назад экс-аким Ахметжан Есимов сказал, что к 2020 году около 2% автотранспорта будет заменено велосипедами: «Я считаю, что это очень мало, — тогда же уточнил Есимов. — Но, тем не менее, мы хотим внедрить опыт (создания муниципального велосипедного парка, — прим.) и создать велосипедные дорожки и специальные для них стоянки».  С тех пор в Алматы всеми силами продвигают педальный транспорт.

    Как это виделось тогда…

    Как говорил в интервью 9-летней давности Ахметжан Есимов, велосипеды в городе должны быть одного цвета, иметь специальные таблички и аппаратуру, а также систему карточной оплаты: «Любой может взять велосипед и проехать на нем до специального сквера и там его оставить».

    Проект, предложенный иностранными консультантами,  предполагал благоустройство некоторых улиц, которые станут удобны пешеходам и велосипедистам. Основной задачей, как позже рассказывал Йерун Буис, консультант департамента городской мобильности голландской компании «Виттвен энд Бос», было пересадить как можно больше горожан на велосипеды.

    «Нужно сделать так, чтобы люди меньше пользовались машинами и больше пользовались велосипедом и общественным транспортом,

    — говорил мистер Буис. — Это проект не для машин, общественного транспорта и велосипедов — это для города. Это нужно чтобы воздух стал чище, чтобы было меньше пробок, заторов и чтобы город стал более привлекательным».

    По мнению голландских урбанистов,  чем уже полоса, тем медленнее едут автомобили, чем медленнее едут автомобили, тем безопаснее и комфортней улица.

    …чем обернулось сегодня

    • Первая велодорожка в Алматы, в Казахстане и вообще во всей Центральной Азии появилась в 2011 году вдоль проспекта Абая.
    • На сегодняшний день в городе по разным данным от 30 до 60 км велодорожек (согласно информации акимата, протяженность алматинского велокоридора составляет порядка 30 км, на сайте ВелоАлматы сообщается, что в городе насчитывается более 60 км велодорожек и строятся новые.
    • Почти по всему городу со знаком спонсора проекта Samruk Kazyna в круглосуточном режиме работает 181 автоматическая велостанция, (в Астане 180, в Шымкенте 40), в прошлом году их было 200 (19 станций временно демонтированы).
    • Все велосипеды оснащены  gps-трекером, то есть их невозможно украсть.
    • По данным фонда Velocity.kz, активно пользуются велопрокатом 6687 алматинцев (в Астане — 3078, в Шымкенте – 1765). В среднем по городу за день совершается 1500 – 2000 прокатов (в Шымкенте эта цифра составляет 200-250, в Астане 1000-1500).
    • Ежедневно сотрудниками технической службой ремонтируются в среднем 15 велосипедов (данные по трем городам).
    • По опыту городов Европы, США и России к переднему бамперу алматинских автобусов стали устанавливать специальные велокрепления. Установка байка на такое приспособление проста, занимает мало времени и не требует больших усилий.
    • В 2015 году изменения в правила дорожного движения коснулись и велосипедистов: был включен запрет перевозки пассажиров на велосипеде; отменен минимальный возраст для передвижения по проезжей части дороги на велосипеде; введен запрет на передвижение на велосипеде по тротуарам.

    Велосипедисты vs автомобилисты

    «Что велосипеды стали популярны это факт. Даже сотрудники акимата пользуются ежедневно прокатными велосипедами.

    Станции около акимата пользуются популярностью, я вижу людей, которые в костюмах и галстуках едут на велосипедах.

    Я это вижу своими глазами и очень жаль, что  у меня не всегда есть возможность их сфотографировать, — говорит активист «Вело-Алматы» Светлана Спатарь. — Единственный огромный минус — это стоимость самой системы, хотя понятно, что такая система, которую выбрали у нас, с учетом того, что она должна быть антивандальная,  получилось очень дорого».

    Преимуществом городских байков является то, что каждый житель за небольшую плату может взять велосипед в одном конце города, а оставить в другом (учитывая особенности ландшафта Алматы, во второй половине дня в верхней части города велостоянки пустые, а в нижней полные, сотрудники Velocity.kz ежедневно перевозят байки, заполняя станции равномерно).

    Фото с сайта акимата г. Алматы

    «Из года в год велосипедное движение набирает обороты, в сравнении можно сказать, что в 2015 году показатели были значительно ниже, чем показатели в 2018 году почти в два раза», — сообщила представитель Velocity.kz Асем Исабекова. Между тем в середине 2014 года, по словам экс-акима Есимова, в Алматы количество велосипедистов увеличилось до 90 тысяч человек.

    Но… и автомобилистов стало намного больше. Сухие цифры официальной статистики говорят, что в 2009 году общее количество легковых автомобилей зарегистрированных в Казахстане составило около 2,5 млн. В июне 2014 года, в Казахстане было зарегистрировано 3,3 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей. На сегодняшний день количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах страны составляет 3,8 млн.

    Несложные арифметические подсчеты позволяют сделать вывод, что количество велосипедистов в Алматы составляет больше 2% даже если считать от общего количества легковых машин в Казахстане (3,8 млн). Хотя это очень и очень приблизительные цифры по Казахстану:

    велосипедисты не сдают на права, а их транспорт не имеет номера, поэтому точно определить какой процент автовладельцев пересел на велики пока нельзя.

    Также сложно назвать точное число автомобилей колесящих по дорогам мегаполиса из-за огромного количества  иногороднего и транзитного транспорта.

    В этом контексте очень интересна статистика предоставленная МВД РК. Согласно данным пресс-службы министерства,

    количество аварий с велосипедами  в Алматы за прошедшие полгода сократилось до нуля, тогда как за шесть месяцев прошлого года было зафиксировано 127 ДТП с участием байков.

    В Астане, по данным МВД за полгода произошло 1 ДТП, тогда как в Velocity.kz рассказали о 5 авариях в столице — из них 3 случая ДТП с велостанциями и 2 случая с велосипедами.

    «Все случаи были легкого характера, то есть имелись мелкие поломки и без тяжкой степени вреда для пользователей. Документально сотрудники ГАИ оформляли ДТП, далее проводилась работа со страховыми компаниями и пользователями. Все случаи были решены в добровольном порядке», — рассказала Асем Исабекова.


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласны с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.