Фактчек | Кто и как определяет «Лучшее предприятие страны»

    Скриншот с сайта zvezdakachestva.kz

    В Factcheck.kz пришло официальное уведомление о том, что фактчекинговый ресурс попал в число номинантов «Лучшее предприятие страны» и может получить награду «Звезда качества 2018» и экспертное заключение дающее право на использование логотипа «Звезда качества»™ в целях саморекламы. Но это не бесплатно. Цена «Звезды»  колеблется от  259 800 тенге (дешевый вариант) до 623 100 (дорогой – с тремя VIP-сертификатами и орденом для бухгалтера).

    Factcheck.kz уже писал о наградах, за которые нужно платить по прайсу (с публикациями можно ознакомиться здесь и здесь). Теперь представляем результаты проверки «Звезды качества» от «Национального рейтинга качества товаров и услуг».

    Как продают «звезды» и стоит ли их покупать

    Получить награду «Звезда качества 2018» дело не хлопотное — позвонить по телефону, заполнить пару коротких бланков, оплатить и в течение 30 дней встретить курьера.

    Другой вопрос, можно ли «Звезду качества» считать «престижной наградой», если её присуждает «Национальный рейтинг качества товаров и услуг»?

    Вердикт: Манипуляция

    «Национальный рейтинг качества товаров и услуг» одновременно позиционирует себя как «Международная рейтинговая компания». Слова «национальный» и «международный» по своему смыслу являются антонимами, то есть взаимоисключающими понятиями, так же как грохот и тишина или добровольный и принудительный.

    Влиятельные рейтинговые агентства, такие как S&P, Moody’s и Fitch Ratings, присуждают рейтинг по международной рейтинговой шкале, и при этом имеют национальные шкалы, созданные отдельно для каждой страны.

    Кроме того, беглая проверка показала, что ООО «Квалитекстандарт» (он же «Национальный рейтинг качества товаров и услуг», он же «Международная рейтинговая компания») присваивает награды разным малоизвестным компаниям в Украине, России и Казахстане. Центральный офис компании находится в Киеве, а наградную деятельность ведут уже порядка 8 лет. В России рейтинг называется «всероссийским»,  а в остальном сайты http://zvezdakachestva.ru, http://zvezdakachestva.kz, http://zirkayakosti.com.ua сделаны как под копирку.

    Методика «определения настоящих лидеров в сфере производства высококачественных отечественных товаров и услуг» не ясна и, как следствие, много сомнительных позиций.

    Например, Factcheck.kz, первый фактчек-ресурс в Центральной Азии, начал свою работу в мае 2017 года, а уже по итогам 2018 года попал в число номинантов «Лучшее предприятие страны». Чего скрывать, приятно, когда твою компанию называют лучшей, неприятно, когда за это требуют денег. Награда на то и награда, что её можно только заслужить.

    Метод сравнительного анализа

    В официальном письме, пришедшем на почту редакции, говорится, что показатель (по всей видимости работы редакции, — прим.ред.) является одним из лучших среди конкурентов и это было определено по методу сравнительного анализа экономических показателей утвержденного Комитетом Экономического Развития (Committee for Economic Development) и Коллегией Съездов (The Conference Board).

    Вердикт: Манипуляция

    Описание данного метода в свободном доступе найти не удалось, как и каких-либо ссылок на него в других источниках.

    Понятно, что метод сравнительного анализа сопоставляет показатели какой-либо компании с аналогичными показателями у конкурирующих компаний, чтобы определить место на рынке. У Factcheck.kz в принципе конкурентов нет. К тому же на каждой странице сайта сообщается, что «Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан», то есть на данный момент проект Factcheck.kz — некоммерческое медиа.

    Зачем некоммерческой организации участвовать в «рейтинге, свидетельствующем об инвестиционной привлекательности»? Ответ на этот вопрос, вероятно, знает руководитель ООО «Квалитекстандарт» Артем Коваль, но он проигнорировал наш журналистский запрос. Мы также просили предоставить финансовые данные, которые находятся в открытом доступе и благодаря которым проект Factcheck.kz попал в номинацию «Лучшее предприятие страны». И ещё интересно было интересно узнать, с кем и по каким показателям нас сравнивали.

    Закрытые данные в открытых источниках

    В презентации оргкомитета «Национального рейтинга качества товаров и услуг», сообщается, что рейтинг строится на основании экономических данных обязательной финансовой отчетности и эти данные находятся в открытом доступе.

    Вердикт: Ложь

    «В Казахстане в открытом доступе находится финансовая отчетность организаций публичного интереса — это недропользователи, госпредприятия и компании с госдолей. На сайте KASE можно найти финотчетность листинговых компаний. Еще открыты данные по объему налогов всех казахстанских компаний. Показателей активов и обязательств, а также прибыльности и ликвидности частных компаний, в открытом доступе нет», — говорит генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» Адиль Мамажанов.

    Остается непонятным и то, как по финансовым показателям можно определить качество услуг.

    Чем дальше в лес, тем больше дров

    В разделе «Отзывы» на сайте «Звезда качества» три страницы благодарственных писем от награжденных казахстанских компаний, которые нам, к сожалению, найти не удалось.

    Впрочем, в казахстанских СМИ не раз поднимали тему награды «Звезда качества».

    Суть публикаций в основном сводится к выводу, что это не честный рейтинг, а «наградной бизнес».

    «Оказывается, при наличии денег вы можете без проблем купить для своих товаров логотип «Звезда качества–2018» , а для учреждения — «Лучшее предприятие Казахстана 2018», — сообщает своим читателям 365info.kz.

    «Никто не мешает бизнесменам награждать самих себя. И рынок таких наград благоволит к тщеславным: можно заказать хоть «Оскара», хоть «Аскара» — к вам приедут, украсят офис разноцветными шарами и под аплодисменты вручат статуэтку. Любой каприз за ваши деньги! Но это когда инициатива исходит от самого предпринимателя. А вот когда вас приглашают для вручения нежданно-негаданно свалившейся на голову награды, впору задуматься – а не разводят ли компанию на крупную сумму?», — пишет inbusiness.kz.

    Журналист inbusiness.kz в статье «Не изволите ли «наградиться»?» также обратил внимание, что, цитируем: «в разделе «Отзывы» опубликованы короткие спичи тех, кто уже якобы награжден, и фотографии «счастливчиков». Но вот проблема — на фото совершенно другие люди!»

    Скриншот с сайта inbusiness.kz
    Скриншот с сайта inbusiness.kz

    В общем, «Звезда с золотым покрытием на бархате» стоимостью от четверти до более чем полмиллиона тенге, нигде официально не признается и веса не имеет. Только громкое название и красивый сувенир и с доставкой в течение месяца.


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласны с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.