5 мифов о предмете «Религиоведениe» в школах Казахстана

    Фото: Виктория Ли

    C 2016 года в школах Казахстана введён обязательный предмет — религиоведение. Основными целями введения данного предмета объявлены повышение общего уровня знаний о религии и формирование у молодежи толерантного сознания, не приемлющего идей экстремизма и терроризма. Изучение религий в школе называют одной из превентивных мер государства по борьбе с терроризмом. Вокруг этого школьного предмета возникло множество мифов, и мы решили разобрать самые популярные из них.

    1. Религиоведение – новый предмет

    Вердикт — ложь

    Первая кафедра религиоведения в Казахстане открылась ещё в 1991 году, а в выпускных классах предмет «Основы религиоведения» преподаётся с 2004 года.

    Краткую историю развития религиоведения в Казахстане можно просмотреть в таймлайне ниже.

    2. В Казахстане не хватает квалифицированных кадров 

    Вердикт — правда

    Согласно данным Комитета по статистике, в Казахстане на 2015-2016 гг. действует 7432 дневных общеобразовательных школы.  Для введения религиоведения в школах необходим как минимум один специалист по религиоведению на каждую школу.

    Существует нехватка школьных учителей, получивших профильное университетское образование по специальности «Религиоведение». На сегодняшний день большинство учителей-религиоведов — это по совместительству учители истории, географии и мировой художественной культуры, которые получили квалификацию на курсах переподготовки. Курсы эти варьируются от 24-часовых до 2-3-дневных семинаров. В связи с краткими сроками подготовки в центрах переподготовки и повышения квалификации, учители вынуждены самостоятельно повышать свои знания в свободное время.

    Для решения проблемы недостатка кадров, было увеличено число грантов на специальность с 65 в 2012 году до 82 в 2016.

    Сейчас шесть университетов готовят специалистов по религиоведению на уровне бакалавриата, пять — на уровне магистратуры и три — на уровне докторантуры.

    Тем не менее, половина университетов с кафедрой религиоведения находится в Алматы, а оставшиеся три в Астане, Караганде и Туркестане. При этом 14% всех школ Казахстана находятся в Южно-Казахстанской (1045 школ), 9.5% в Восточно-Казахстанской, 8% в Актюбинской областях. В итоге, значительная часть школьных преподавателей для получения квалификаций по этой специальности должна ехать в крупные города.

    Для решения проблемы министерством по делам религий и гражданского общества РК прорабатывается вопрос открытия кафедр по специальности «Религиоведение» в одной из западных областей РК, а также в Жамбылской, Кызылординской, и Восточно-Казахстанской областях.

    3. В светских странах религию в школах не изучают 

    Вердикт — ложь

    Религию или религиоведение в разной степени изучают школьники практически во всех частях мира. Различия в подходах подходы и методиках преподавания.

    Различают три основных типа обучения религиоведению в школах:

    1. Обучение, организованное религиозными общинами с исключительной ответственностью за религиозное образование, как, например, в Польше, Ирландии, Италии.
    2. Обучение, организованное в сотрудничестве между государственными органами и религиозными общинами. Такой подход применяют в Австрии, Бельгии, Англии, Германии, Греции, Венгрии, России, Испании, некоторых частях Швейцарии.
    3. Обучение, организованное исключительно государственными органами например, в Дании, Эстонии, Финляндии, Норвегии, Швеции, некоторых частях Швейцарии.

    Также стоит отметить, что ряд стран, где нет школьного обучения основам религиоведения, выделяют государственный бюджет на таковое обучение за пределами школ.

    На интерактивной карте указаны страны, в которых изучают религиоведение в государственных школах в разной мере и с различными методиками преподавания.

    4. Религиоведение – предмет не важный

    Вердикт — манипуляция

    Как видно на карте выше, многие страны видят необходимость изучения религий в школе. Другие же страны, например, такие как Япония и Франция, заменяют изучение религий преподаванием этики. То есть важность в разных странах оценивается иначе. Однако, стоит отметить, что ОБСЕ и совет экспертов по вопросам свободы религий в 2007 году выпустил Толедские Руководящие принципы по преподаванию религий и убеждений в государственных школах.

    Toledo

    В данной работе представлены следующие основания для изучения религиоведения в государственных школах:

    1. Религия — важный аспект в жизни людей и поэтому имеет большое значение для общества в целом. Понимание различных религиозных убеждений необходимо для взаимопонимания в многоконфессиональном обществе.
    2. Изучение религий способствует формированию и развитию самопонимания, более глубокому пониманию собственных убеждений. Изучение религий заставляет учащихся задуматься о смысле и целях, критически взглянуть на этические вопросы, затрагиваемыми человечеством на протяжении всей истории.
    3. Значительную часть литературы и искусства невозможно полностью понять без знания о религиях. Поэтому изучение религий является неотъемлемой частью для полного образования. Изучение религий расширяет горизонт и углубляет понимание человека о прошлом и настоящем.
    4. Знание о религиях способствует уважительному отношению и укреплению социальной сплоченности. В данном случае, все члены общества, независимо от их собственных религиозных убеждений, получают выгоду от знаний о религиях и убеждениях других.

    Таким образом, внедрение религиоведения в школах Казахстана соответствует мировым тенденциям и, по мнению ОБСЕ, может послужить формированию толерантного сознания. Естественно, при условии квалифицированного преподавания и наличия качественных учебных пособий.

    5. В Казахстане нет качественных учебников 

    Вердикт — полуправда

    Совершенствованием учебника по религиоведению для детей в Казахстане активно занимаются уже много лет. За 14 лет существования учебники по религиоведению обновлялись пять раз, что свидетельствуют о значительных расходах не только финансовых, но и человеческих ресурсов.

    Тем не менее, следует отметить, что практически все учебники подвергались критике со стороны неправительственных организаций, религиозных служителей, гражданских активистов, родителей, госорганов. Ожидается, что в 2018 году в обновленном учебнике «Общество и религия» будет усилена научная подача знаний о мировых религиях и принципах светского общества. Однако, ожидания проверить невозможно, пока по учебнику не начнут заниматься.


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласен с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.