Статья 256 УК РК: Как не стать сетевым террористом

Ранее мы разбирались можно ли попасть под суд за публикацию в соцсетях по статье 174 УК РК. В том материале эксперт Рахиля Карымсакова говорит о проблемах устаревшей методики судебной психолого-филологической экспертизы по ст. 174 УК РК на предмет провоцирования расовой, религиозной и иной дискриминации.

В этой статье мы решили проверить применение статьи 256 УК РК (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма), которую часто называют «новой 58-й».

Как работает судебный эксперт?

За разъяснением мы обратились в Центр судебных экспертиз Министерства Юстиции РК.

Основные задачи экспертизы: отнесение идей, содержащихся в текстах материалов, к конкретному религиозному течению, направлению; проведение исследования содержания текстов материалов на предмет наличия/отсутствия признаков религиозной розни (ст. 174 УК РК); определение проведения идеологии религиозными организациями, запрещенными на территории РК (ст. 405 УК РК); определения наличия/отсутствия установления теократического строя; те же идеи с целью установления теократии на территории РК».

Научно-методические основы данного вида исследований:

  • «Методика по производству судебной религиоведческой экспертиз»
  • «Методика по производству судебной психолого-филологической экспертизы»

С декабря 2017 года включена новая экспертная специальность «Судебно-экспертное религиоведческо-политологическое исследование объектов религиозного характера». Данное исследование определяет наличие/отсутствие в тексте признаков религиозных негативно-радикальных взглядов; пропаганда этих взглядов.

Исследование направлено на выявление идеологического посыла, авторской интерпретации текста, пропаганды совершения насильственных действий по религиозным мотивам, необходимость вооруженной борьбы по религиозным мотивам, проповеди о готовности вносить пожертования, финансирования либо оказания иной помощи в деятельности вооруженного насилия по религиозным мотивам.

Сведения по указанным методикам: http://www.sudexpert.adilet.gov.kz

В связи с тем, что в Центре отсутствуют методики исследования материалов, текстов на арабском языке, проведение экспертизы не представляется возможным. В данном случае руководитель органа судебной экспертизы ходатайствует перед следственными органами о включении в состав комиссии специалиста по арабскому языку.

Анализ экспертной практики показывает, что в последнее время отмечается рост поступающих в Центр судебных экспертиз Министерства Юстиции РК (Центр) судебно-религиоведческих экспертиз по общественно-значимым делам». В 2015 году по религиоведческой экспертизе экспертами территориальных подразделений Центра выполнено 103 экспертиз, в 2016 г. – 211, а в 2017 г. – проведено 372 экспертизы.

Что касается общей статистики, то за последние 10 лет количество зарегистрированных уголовных дел по ст. 256 УК РК выросло в разы. Если в 2008 было заведено 3 уголовных дела, то в 2017 уже 133.

На словах все прекрасно, однако на деле — не всегда. Также как и по 174 статье УК РК, в данном случае — проблема заключается в несовершенной судебной экспертизе. Которая в дальнейшем и ложится в основу обвинительного приговора.

6 лет и 8 месяцев за публикацию песен на арабском языке

В апреле 2017 года сотрудники городского департамента комитета национальной безопасности (КНБ) арестовали 32-летнего жителя Алматы Шухрата Кибирова. Его обвинили в преступлениях, предусмотренных статьей 174 («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») и пунктом 2 статьи 256 («Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций») Уголовного кодекса. Поводом к аресту и выдвижению обвинений послужили нашиды (мусульманские песнопения, исполняются соло мужским вокалом или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов), опубликованные на странице во «ВКонтакте» пользователя аккаунта «Алим Ахметов». Следователи считают, что этот профиль принадлежит Шухрату Кибирову.

В ноябре 2017 года Алмалинском районом суде вынесли приговор:

«Суд приговорил: признать Кибирова Шухрата Адильжановича виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 164 часть 1 233 – 1 часть 2 УК РК от 16 июля 1997 года и назначить ему наказание по статье 164 часть 1 УК РК – 2 года лишения свободы. По статье 233 – 1 часть 2 УК РК – 6 лет восемь месяцев лишения свободы. На основании статьи 58 часть 3 УК РК по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим, назначить Кибирову Шухрату Адильжановичу окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет и 8 месяцев лишения свободы», — приговор зачитала судья Бейненегуль Кайсина.

Мнения сторон

На прениях Кибиров заявил, что его история имеет значение для всего общества. По мнению его адвоката Галыма Нурпеисова: «Не может быть приговор основан на заключении экспертизы или на показаниях подсудимого. Он должен быть оценен группой доказательств.

В этих статьях в основу берется заключение экспертизы. Причем зачастую экспертами политологами.

Не понимая истории религии, не зная правовую систему религий, эксперты дают заключение по клише западной политики. Нам надо формировать свою научную школу миропонимания. А это развитие науки и специалистов истории, религии, философии политики».

Что в итоге

Очевидно, государство таким образом реализует государственную политику в сфере противодействия терроризму. Однако, говорить, что рост зарегистрированных дел по ст. 256 УК РК связан с ростом потенциальной террористической угрозы в стране было бы преждевременным.

Как отмечает социолог Серик Бейсембаев:

«В последние 2 года растет число людей, привлекаемых к уголовной ответственности за возбуждение розни и пропаганду терроризма. Например, в 2017 году по статье «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной и/или религиозной розни» осуждены 77 человек (в 2016 – 32, в 2015 – 19). По статье «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма» – 92 человека, что опять же значительно выше, чем в предыдущие годы.

[google-drive-embed url=”https://drive.google.com/uc?id=1v2DXH2cs8Qi1Gs8qpyaq9cLU-WatBzn4&export=download” title=”статистика 256 ст_Власть.png” icon=”https://drive-thirdparty.googleusercontent.com/16/type/image/png” width=”1140″ height=”900″ extra=”image” style=”embed”]
Источник: Vlast.kz

Тревожный тренд – это попытки через административные методы расчертить границы «правильного» ислама и навязать его широкому кругу практикующих мусульман. Одновременно происходит активное культивирование враждебности ко всему, что не вписывается в эту искусственную рамку, не учитывающую объективное многообразие ислама. В результате, вместо борьбы с экстремизмом мы получаем борьбу с инаковостью и альтернативным взглядом на религию, что выражается в усилении репрессивных практик в отношении отдельных категорий верующих».

Как не стать сетевым террористом

  1. Желательно закрыть свою страницу от комментариев незнакомых вам людей. Закрытую страницу сложнее мониторить, кроме того, закрытый пост сложнее представить как «распространение информации».
  2. Следите за комментариями под вашими постами. В них может содержаться опасная для вашей свободы информация. Само собой, следует следить и за своими комментариями — что и кому вы пишете.
  3. Регулярно проверяйте список групп, в которые вас добавили сетевые «друзья», вполне возможно, что вы уже добавлены в группы или чаты, запрещённые казахстанским законодательством.
  4. Помните, что публичные проявления вашей религиозной принадлежности могут быть причиной для ненависти, доноса и преследования. Возможно, свою веру не стоит выносить на обсуждение в социальные сети.
  5. Читайте раздел методики на нашем сайте, проверяйте и перепроверяйте любую информацию, которой хотите поделиться с ближними.

Фактчекер. Координатор образовательных и исследовательских программ МЦЖ Medianet. Проектный менеджер сервиса опросов Demoscope

Factcheck.kz