Манипуляция | Назарбаев: «Казахстан весь покрыт первоклассными автобанами…»

АПДЕЙТ 17.05.2019: Вердикт изменён с «Полуправда» на «Манипуляция» в связи с более точным подсчётом.

29 апреля портал Nur.kz опубликовал репортаж об открытии 27 сессии Ассамблеи народа Казахстана под заголовком «Казахстан весь покрыт первоклассными автобанами: Назарбаев о дорогах страны». Далее в тексте есть цитата (приводим не полностью Авт.): «Казахстан весь покрыт первоклассными автобанами. 14,5 тыс. км бетонных асфальтированных дорог, таких, как между столицей и Боровым, сейчас дорога идет от Астаны до Алматы, уже к Балхашу доходит»

Назарбаев

Как оказалось, ресурс Nur.kz при цитировании упустил важную деталь, речь идёт о дорогах республиканского значения. См. запись выступления с 22.49 мин.

2.49: «Мы с вами как-то не заметили, что Казахстан весь покрыт первоклассными автобанами лучше чем западного типареспубликанского значения, 14,5 тысяч километров бетонных асфальтированных дорог таких как между столицей и Боровым, сейчас дорога идёт от Астаны до Алматы, уже к Балхашу доходит, от столицы до Павлодара (видимо, Назарбаев авансом имел в виду и те дороги, которые, всё ещё пребывают в процессе строительства, а не уже построены  Авт.), Семея, Усть-Каменогорска»

Ну, а теперь фактчек

Небольшая ремарка: мы не беремся сравнивать качество полотна автомагистралей (коими по сути, являются автобаны) в Казахстане и других странах, например, западной Европы. Для этого необходима экспертиза, которая бы учитывала множество факторов: от состава асфальта до погодных и климатических условий эксплуатации.

Также не станем предполагать, что именно в данном случае имел в виду Назарбаев  все дороги республиканского значения, либо именно автомагистрали республиканского значения (понятие автомагистраль описывается в общих положениях Правил дорожного движения РК, кроме того в разделе 16 ПДД обозначен порядок движения по автомагистралям). При этом ясно, что речь не шла о международных проектах и трассах. Хотя некоторые дороги республиканского значения являются частью международных коридоров. Итак, сконцентрируемся на цифре.

Утверждение: В Казахстане 14,5 тыс. км «первоклассных» дорог республиканского значения

Вердикт: Манипуляция

До правды, если основываться на официальных источниках, не хватило 1610 км дорог в«хорошем» состоянии и почти 6 500 км дорог, которые можно хотя бы условно считать «автобанами лучше чем западного типа».

Обратимся к официальной статистической информации, которую предоставляет сайт Комитета автомобильных дорог МИИР РК в документе Состояние сети автомобильных дорог республиканского значения по состоянию на 06.02.2019.

Назарбаев

Таким образом, в хорошем состоянии находятся по данным Комитета автодорог  12889,6 км трасс республиканского значения. Ну, а в общем, протяженность автомобильных дорог общего пользования страны составляет 95 020 км. Здесь и здесь можно ознакомиться с картой автодорог Казахстана. А здесь живое сетевое обсуждение качества дорог страны.

О дорогах в контексте категорий и материалов

Теперь о типе покрытия (поскольку Н.А. Назарбаев говорит о бетонных асфальтированных дорогах).

Назарбаев

Опять же по информации Комитета автомобильных дорог МИИР РК, опубликованной в документе Сеть автомобильных дорог международного и республиканского значения по состоянию на 01.01.2019, дорог с асфальтобетонным покрытием у нас на указанную в документе дату 12 706 км.

При этом стоит отметить, что в соответствии с документом «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация» (СТ РК 2025-2017) классы «Автомобильная магистраль» и «Скоростная дорога» соответствуют категориям» IA и IБ, соответственно, «Частично скоростная дорога»  I В. и IIA, остальные категории относятся к классу «Дорога обычная». Таким образом, автомобильных магистралей, скоростных и частично скоростных дорог (сравнимых по своему устройству с «западными» автобанами) у нас: 2745 км + 5445 км = 8190 км.

Итог

Утверждение является манипулятивным, оно значительно расходится с официальными данными от органов, отвечающих за состояние дорог и статистические данные о них. Кроме того, в качестве факта поданы расходящиеся с реальностью цифры и частное мнение, не подтверждённое результатами всестороннего анализа.