Мнение | Журналистика решений в помощь новостной журналистике

Александра Борхардт, старший научный сотрудник Института Рейтер, — о кликбейте, псевдосенсациях и отношениях между журналистами и их аудиториями.

СМИ и читатели: кризис доверия

Британская общественность не может получить достаточный объем новостей о Брексите — по крайней мере, об этом говорит анализ данных новостных платформ. Но, согласно последнему отчету Digital News Report агентства Рейтер, 71% британской общественности пытается избежать освещения в СМИ предстоящий выход Великобритании из Европейского Союза. Это несоответствие, которое можно наблюдать в целом ряде областей, вызывает серьезные вопросы по все более ориентированному на данные подходе информагентств к представлению информации.

Развитие анализа данных дало журналистам и редакторам уверенность в том, что они знают, чего хотят люди. И на то есть причина: благодаря значительной доле новостей, поглощаемых в Интернете, медиаплатформы точно знают, какие истории читатели открывают, сколько они читают, прежде чем им наскучит, чем делятся со своими друзьями и какой тип контента, побуждает их подписываться на издания.

Эти данные указывают, например, на то, что аудитория заинтересована в экстраординарных журналистских расследованиях, советах по питанию и личным финансам, а также в статьях об отношениях и семье. Люди предпочитают истории с личным мотивом — скажем, с подробным описанием истории пострадавшего — а не сообщения о продолжающихся конфликтах на Ближнем Востоке или освещение деятельности мэрии. И их по-прежнему привлекают сенсации — скандалы, выходки президента США Дональда Трампа и кликбейтные заголовки.

Но если бы новостные отделы действительно давали аудитории то, что она желает прочитать, едва ли почти треть (32%) респондентов в Digital News Report, крупнейшего в мире сервиса по непрерывному мониторингу потребления онлайн-новостей, сказала бы, что они регулярно избегают новостей как таковых. Аудитория отвечает отказом, и эта цифра выросла на три пункта, по сравнению с предыдущими двумя годами.

Наиболее распространенное объяснение избегания новостей (которое дают 58% тех, кто это делает) заключается в том, что следование им негативно отражается на их настроении и самочувствии. Многие респонденты также ссылались на чувство беспомощности.

Более того, лишь 16% участников одобряют тон, используемый при освещении событий, 39% его не одобряют. Молодые люди, в частности, кажется сыты по горло негативной предвзятостью, которая долгое время считалась безошибочным способом привлечения аудитории. Многим эта предвзятость вселяет неуверенность. Обсуждения показывают, что проблема усугубляется у молодых родителей, которые хотят верить в лучший мир для своих детей. Молодое поколение также считает, что новости должны быть более интересными и менее рутинными.

Одной из причин разрыва между данными и оценкой отношений людей со СМИ может быть эффект guilty pleasure (“порочного удовольствия”): люди испытывают склонность к вуайеризму, но предпочли бы не признаваться в этом иногда даже себе. Таким образом, даже кликнув на статьи о жестоких преступлениях или разводах знаменитостей, они могут сказать, что хотят больше «качественных новостей».

Отделы новостей потворствуют худшим позывам читателей, и это имеет далеко идущие последствия. СМИ являются неотъемлемой частью контроля ответственности любого лица, обладающего властью или влиянием, и мобилизации гражданской активности. В частности, демократии зависят от информированности избирателей о насущных проблемах. Таким образом, новостные организации обязаны освещать серьезные темы — от политической коррупции до изменения климата, даже если они неприятны.

Это не означает, что жалобы читателей на предвзятость СМИ следует игнорировать. Напротив, если люди хотят быть мотивированными для решения проблем, которые определяют их жизнь, они не должны чувствовать себя беспомощными.

Журналистика решений и баланс

Именно здесь вступает так называемая журналистика решений. Уравновешивая информацию о том, что необходимо изменить с реальными историями о позитивных изменениях, новостные организации могут выполнять свои обязанности как в плане информирования, так и стимулирования прогресса. Это означает, например, не отводя внимания от проблем, признавать, что в долгосрочной перспективе уровень жизни улучшился в глобальном масштабе.

Возобновление связей с аудиторией, также потребует от медиа-организаций расширить свои перспективы. На большей части Запада, что и как освещать решают журналисты, презентующие в основном белых мужчин среднего класса. Это ограничивает способность СМИ справедливо и точно представлять информацию об обществах.

По факту, только 29% респондентов Digital News Report согласились с тем, что темы, которые выбирают средства массовой информации для них «являются актуальными». Совместное исследование, проведенное Институтом Рейтер и Университетом Гутенберга в Майнце, Германия, показывает, что ключом к увеличению этой доли является увеличение разнообразия в отделах новостей.

Talent-and-Diversity-in-the-Media-Report_0

В то же время, новостные СМИ должны лучше справляться с контекстуализацией и иным образом разъяснять новости. Хотя 62% респондентов Digital News Report считают, что средства массовой информации информируют их о событиях, лишь половина считает, что новостные агентства делают достаточно, чтобы помочь им понять, что происходит. В то время, когда почти треть людей считают, что новостей слишком много, решение кажется очевидным: делай меньше, но лучше.

Это означает слушать читателей, а не просто анализировать данные. Это означает соблюдать баланс между хорошими и плохими новостями, и когда это необходимо предлагать разъясняющую информацию. Это также означает представление различных точек зрения. Медиа-организации, которые не вносят эти изменения, будут продолжать терять доверие и актуальность. Вряд ли это эффективная стратегия для того, чтобы убедить аудиторию в том, что работа журналистов стоит того, чтобы за нее платить.

Об авторе: Александра Борхардт, старший научный сотрудник Института Рейтер по изучению журналистики в Оксфордском университете.

Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org 

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz