Мнение | Плохие новости для женщин

Ханна Сторм, бывший директор Международного института безопасности журналистов о реальном положении с гендерным равенством в журналистике и не только. 

Нэнси Пелоси — самая высокопоставленная женщина-политик в истории Соединенных Штатов. Тереза Мэй стала второй женщиной премьер-министром Великобритании. Амаль Клуни — всемирно известный адвокат по правам человека. Серена Уильямс, пожалуй, величайшая спортсменка всех времен.

Все они преуспевают в условиях, где успешные женщины являются скорее исключением, чем правилом. Вместе с тем, некоторые средства массовой информации представляют их таким образом, что их достижения и способности меркнут на фоне их внешности, возраста или ассоциации с другими людьми, особенно с мужчинами в их жизни.

Рассмотрим Пелоси, Спикера палаты представителей США. В тот день, когда она была избрана на новый срок, Нью-Йорк Таймс опубликовала твит, сопровождающий ее фотографию: «Нэнси Пелоси, одетая в ярко-розовое платье, поднялась на мраморный помост в центре зала заседаний, чтобы принять деревянный молоточек». Позднее твит был удален, а Таймс назвала его «плохо сформулированным». Однако это красноречиво говорит о сексизме, подразумеваемом или явном, который все еще существует в сердце медиаиндустрии.

Тереза Мэй была одной из ведущих женщин-политиков Европы на протяжении большей части прошлого десятилетия. Тем не менее, британские СМИ уже долгое время восхищаются ее любовью к моде, посвящая длинные колонки и фотографии ее выбору одежды и пристрастию к обуви, вместо того, чтобы сфокусироваться на ее политических решениях. Подсознательным эффектом от посыла информации является умаление роли Мэй как женщины, в мире где доминируют мужчины.

Клуни отлично известно, каково это, когда о тебе судят в ассоциации с кем-либо. В августе 2015 года, Ассошиэйтед Пресс опубликовала твит, в котором говорилось: «Амаль Клуни, жена актера, представляющая журналиста Аль-Джазира, обвиняемого в Египте в связях с экстремистами». Твит вызвал широкую критику, и позже AП назвала ее адвокатом по правам человека. Но этот эпизод подчеркнул навязчивую идею кликбейта в средствах массовой информации и необходимость, чтобы большее количество изданий задумалось, прежде чем публиковать фотографий или слова, которые закрепляют устаревшие гендерные стереотипы.

Уильямс выиграла 23 рекордных титула Большого шлема в одиночном разряде, но некоторые средства массовой информации увековечили сексизм и расизм, с которыми она столкнулась в старомодном мире тенниса, в котором доминируют мужчины. Буря в СМИ разразилась в сентябре прошлого года после того, как Уильямс проиграла финал US Open и обвинила чиновников из тенниса в том, что они относятся к ней более жестко, чем к мужчинам. Ранее судья наказал ее за то, что она получила с трибуны сигналы от тренера, сломала свою ракетку и назвала его вором.

Некоторые последующие статьи в СМИ свели Уильямс к пародийному образу разгневанной темнокожей женщины, а карикатура на ее вспышку в газете Herald Sun в Мельбурне, Австралия, вызвала яростную реакцию критиков, посчитавших ее расистской и оскорбительной. Газета защитила карикатуру как сатиру и заявила, что ее критики были политкорректны.

Билли Джин Кинг, которая помогла первопроходцам женского тенниса, позже поблагодарила Уильямс через Twitter «за вызов этим двойным стандартам», в рамках которых женщины часто изображаются как истеричные, в то время как мужчины, ведущие себя таким же образом, как «искренние». Продолжая использовать подобные термины, средства массовой информации усиливают идею о том, что женщины и девочки не должны стремиться к лидерским позициям и должны, по-прежнему, преодолевать многие барьеры, чтобы реализовать свой потенциал в мире мужчин.

Впрочем, удручающий образ женщин в средствах массовой информации не вызывает удивления, учитывая гендерный дисбаланс в этой отрасли. Согласно Проекту Глобального мониторинга СМИ, который каждые пять лет публикует отчет о гендерной проблематике в новостях, представленность женщин в средствах массовой информации за последние два десятилетия мало изменилась. Женщины, по-прежнему, редко занимают руководящие посты в редакциях, а женщины-журналисты, как правило, освещают менее серьезные темы, чем их коллеги-мужчины. Кроме того, женщины не так часто становятся субъектами новостей, а с точки зрения экспертного мнения, практически во всех областях, число женщин-экспертов значительно ниже их коллег-мужчин.

Но не все так безнадежно. За последние несколько лет некоторые крупные СМИ признали свои недостатки и попытались устранить системный дисбаланс. Bloomberg и The Wall Street Journal, среди прочих, твердо намерены увеличить число женщин на руководящих должностях, а также улучшить условия работы для сотрудниц и писать о женщинах больше статей.

В других местах, Women’s Media Center управляет SheSource, онлайн базой данных женщин-экспертов для журналистов. Базирующаяся в Польше NewsMavens еженедельно собирает сводку новостей, отобранных женщинами, чтобы уравновесить преобладающую в СМИ мужскую точку зрения, тогда как на телеканале France 24, еженедельное шоу The 51% , практически целиком посвящено женщинам и тому, как они меняют мир.

К сожалению, на каждое новостное издание, работающее над изменением гендерного нарратива, есть и другие, которые остаются вопиюще сексистскими. Нам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем средства массовой информации начнут представлять женщин сбалансированным образом и, наконец, не положат конец навязчивым стереотипам.

Средства массовой информации обязаны отображать общество не только таким, каким оно есть, но и таким, каким оно должно быть. Это означает, что нужно больше писать о женщинах особенно в тех отраслях, где доминируют мужчины и изображать их в том же свете, что и мужчин, которых они представляют. В противном случае, эти успешные женщины не будут восприниматься как пример для подражания. В конце концов, мы не можем быть тем, чего не видим.

Об авторе: Ханна Сторм, бывший директор Международного института безопасности журналистов и вскоре займет должность генерального директора Сети этической журналистики.

Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org