Ложь | Смартфоны могут привести к потере способности анализировать

В середине апреля информационное агентство «Тотал Казахстан» сообщило читателям, что использование смартфонов может привести к «полной потере способности анализировать полученные сведения».

Ложь | Смартфоны могут привести к потере способности анализировать

Источником новости, претендующей на научную истину, стала заметка в российском сетевом издании «OaNews».

Её авторы со ссылкой на неких «учёных из Дании» отмечают, что современные пользователи смартфонов в своем стремлении получать только самую новую и важную информацию «игнорируют огромные объёмы данных», и как раз «подобное отношение может привести в будущем к полной потери способности анализировать полученные сведения».

Вердикт: Ложь

Первоисточником статьи на OaNews с большой вероятностью стал материал Daily Mail Online. Журналисты издания действительно опираются на недавно опубликованное европейцами научное исследование. Официальный комментарий одного из его авторов — профессора Сьюна Леманна из Датского технического университета — и послужил поводом для неверного толкования результатов работы ученых в русскоязычных СМИ:

«Наши данные только подтверждают заявление о том, что объём нашего коллективного внимания сужается. Поэтому в качестве следующего шага было бы интересно посмотреть, как этот факт влияет на каждого из нас по отдельности, поскольку наблюдаемые события могут иметь негативные последствия для нашей личной способности оценивать информацию, которую мы потребляем»

В случаях с казахстанским и российским сайтами предположение учёного ошибочно преподнесено как доказанный результат научного исследования. Более того, в приведенном отрывке учёный даже не упоминает «способность анализировать информацию» — речь идет лишь о способности ее оценить.

Что на самом деле изучали учёные из Дании, Германии и Ирландии

В исследовании, опубликованном 15 апреля в научном онлайн-журнале Nature Communications, слово «смартфон» встречается ровно один раз и не имеет никакого отношения к сути проведенной учеными работы. В реальности группа исследователей поставила перед собой задачу найти эмпирические доказательства феномена «социального ускорения» (увеличивающегося темпа жизни, который меняет наше внутреннее чувство времени – Ред.). При этом в своих изысканиях учёные решили сосредоточиться лишь на одном измерении «социального ускорения» – изменении природы коллективного внимания.

Чтобы его замерить, исследователи обратились к большим данным, которые как раз и позволяют отслеживать изменения в коллективном поведении. В качестве источников были выбраны Твиттер (2013-2016), Reddit (2010-2015), Google Trends (2010-2018), Google Books (последние 100 лет), продажи кинобилетов (последние 40 лет), Википедия (2012-2017) и цитируемость научных статей (последние 25 лет).

Анализируя данные, учёные фиксировали подъемы и спады популярных тем, и обнаружили, что коллективное внимание человечества действительно сужается. Работа с эмпирическими данными привела исследователей к трем выводам:

  1. Пиковая популярность отдельных тем остается стабильной с течением времени;
  2. Внимание к отдельным темам все быстрее возрастает и все быстрее падает;
  3. Коллективное внимание все чаще смещается от одной темы к другой и далее по цепочке.

Если в 2013 году в Твиттере хэштег оставался в топе 50-ти популярных в среднем 17,5 часов, то в 2016 году этот период уменьшился до 11,9 часов

Аналогичные доказательства гипотезы ученые обнаружили почти во всех других наборах данных (кроме Википедии и научных статей). Одно это позволяет говорить, что сужение поля коллективного внимания имело место ещё задолго до появления в нашей жизни смартфонов. Чтобы понять, почему это происходит, исследователи построили математическую модель на основе трёх базовых переменных — популярность темы, продолжительность ее «жизни» и желание переключиться на что-то новое.

«Наш анализ предполагает, что важнейшей движущей силой ускорения динамики коллективного внимания является увеличение темпов производства и потребления контента. В результате мы имеем дело с экономией внимания, когда возрастающее обилие информации в сочетании с когнитивными и временными ограничениями пользователей приводит к тому, что они вынуждены быстрее и чаще перераспределять доступные им ресурсы», — озвучивают авторы исследования главный вывод.

Журналист-аналитик. Магистр социальных наук

Factcheck.kz