Кто и зачем распространяет лживые слухи в родительских чатах

Родительские чаты легко подхватывают и раскручивают до уровня вирусных различные вбросы и фейки: о женщине, которая решила сфотографироваться около школы и украсть девочек, о «вспышке» менингита, о массовом отравлении детей… Иногда это похоже на массовое помешательство. Так кто же и зачем распространяет ложь и дезинформацию?

Разобраться с этим, на примере недавнего фейка «три в одном», нашей редакции помогли социолог, президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова и семейный психолог Ольга Мустафина.

Как считают эксперты, фейки в школьных чатах могут быть как выдумками в чистом виде, так и событиями, которые где-то, когда-то произошли, а потом обросли слухами. Нагнетать панику могут полиция спецслужбы (чтобы родители и дети стали бдительнее — см. пример британской полиции), пиарщики (черный пиар — тоже пиар), или просто сумасшедшие (желающие выделиться и продемонстрировать свою значимость).

Впрочем, обо всем по  порядку…

Часть первая: Фейк границ не знает

Через мессенджер WhatsApp распространились слухи о массовом отравлении детей газированными напитками и что один ребенок уже умер в реанимации инфекционной больницы. «Мальчик выпил тархун, поднялся билирубин, интоксикация, два дня комы, спасти не удалось», — говорится в сообщении, к которому прикреплен «черный список продуктов для детей». Прежде чем кто-то успел разобраться, сообщение подхватили тысячи родительских чатов и пошла массовая рассылка. Спустя некоторое время на слухи обратили внимание СМИ и последовали опровержения со стороны чиновников Украины, затем России и Казахстана.

Историю про массовое отравление детей пустился разоблачать не только Комитет охраны общественного здоровья Минздрава Казахстана, но и Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, инфекционная клиническая больница № 4 Уфы, пресс-служба Харьковской облгосадминистрации, Госпродпотребслужба Киева, Минздрав Самарской области, и другие весьма компетентные органы также заявили, что этот фейк не имеет ничего общего с действительностью: «ни в одной из больниц, ни одного подобного случая отравления не зарегистрировано».

А между тем мальчик действительно умер в больнице от отравления через несколько дней после того, как выпил 1,5 литра безалкогольного напитка «Тархун». Случилось это в городе Заозерный Красноярского края в сентябре 2012 года.

Скриншот с сайта kp.ru

История о трагической гибели 13-летнего спортсмена за семь лет обросла новыми подробностями («школа доводит до нашего сведения», «там пол отделения с теми же результатами после энергетиков», «сейчас лежит дочь моего кума, употреблявшая ситро в стекле» и др.) и пошла гулять по WhatsApp, приобретая все более широкую аудиторию. В качестве источника слуха был указан «врач СЭС Ауэзовского района Айгуль Мендешевна», «педиатр из Самары», «врач инфекционной больницы».

Гульмира Илеуова:

«Найти логическое объяснение того зачем трагедию семилетней давности превратили в очередной вброс очень сложно. Возможно, что это эмоциональное желание некоторых людей как-то себя продвинуть в определенных социальных группах, и, поскольку других возможностей нет, они делают то, что могут. С другой стороны люди, на самом деле, лучше усваивают негативную информацию. Поэтому некоторые фейки, могут создаваться специально, ради профилактики, спецслужбами, или может быть какими-то министерствами,  для повышения, скажем так, бдительности населения. И раньше так делалось. Некоторые вбросы походят на фольклор советских лет: «бабушка ела пирожок нашла в нём колечко своей внучки». Вот это обсуждение массового отравления детей «Тархуном», лично мне напоминает страшилку «как внучку на фарш перекрутили».

То что эти вбросы и фейки повышают тревожность родителей уже вторично, ведь во главе угла «забота и настороженность» по поводу безопасности детей.  Весьма вероятно, что это используется как инструмент.

Ольга Мустафина:

Я не знаю, сколько в этой рассылке лжи, но что касается безопасности ребёнка, то каждый родитель должен быть начеку. Многие понимают только на примерах – бесполезно предупреждать, лучше рассказать леденящую душу историю. Да, родители верят в самое плохое и тогда задумываются, что такое может произойти и с их детьми. Допускаю, что некоторые фейки  делаются целью безопасности. Родителям действительно нужно положить какое-то «зерно» в виде примера, по-другому, к сожалению, не получается.

При этом нужно понимать, что  фейки могут распространять и для паники.  При панике манипулировать людьми гораздо легче.

Часть вторая: Чёрный список Украины

«Чёрный список сладостей и газировок» тоже не совсем фейк, но и не часть информационной войны между Россией и Украиной, как решили некоторые пользователи.

«И главное все что вредно произведено в Украине… Ну смешно… Просто это очередной скандал между Россией и Украиной хотят сделать и все… А в газетах и тем более в интернете столько хлама могут написать… Не верю ни единому слову что написано…»,  — написал пользователь под ником MariaFM.

Некоторые СМИ также обратили внимание, что практически вся продукция из списка украинского производства.

«И все же остается совершенно непонятным, с какой целью авторы такого рода «новостей» их распространяют? Какие цели преследуют? Возбуждают ли они таким образом в российских гражданах ненависть к Украине, которая спит и видит, как бы эффективнее отравить российских детей».

Скриншот с сайта newizv.ru

На самом деле «чёрный список» украинского происхождения. Изначально он так и назывался «Чёрный список Украины». Впервые был опубликован в 2012 году на сайте  Центра экспертизы «Тест». В 2013 году список был опубликован на сайте ТСН (Телевiзiйна служба новин).

Цели у авторов «чёрного списка» были самыми благими. «Тест» многократно писал о том, что в странах ЕС действует правило маркировки синтетических красителей:

«Наши производители зная об этом, по-видимому, не считают себя потребителями или думают, что организмы украинских детей отличаются от остальных европейцев, не спешат публиковать такие предупреждения…

С учетом этого, мы решили помочь нашим потребителям и подсказывать товары содержащие такие красители. Отсутствие указаний Минздрава и других госорганов не может являться оправданием – здоровье детей важнее любых бюрократических препятствий.

Надеемся, что здравый смысл возобладает – и производители либо перестанут производить такую продукцию или хотя бы станут предупреждать наших потребителей! А еще – мы с радостью вычеркнем таких производителей из нашего «чёрного» списка!»

В общем, спустя семь лет «чёрный список Украины» получил новую жизнь в вирусной рассылке через WhatsApp.

Гульмира Илеуова:

Я думаю, что фейки — это мировая проблема. Не просто так во многих странах введено понятие медиаграмотности. Люди должны научиться критическому мышлению в отношении любой информации, которая к ним поступает. Казахстанцы находятся в начале пути формирования медиаграмотности. Некоторые уже научились отделять фейки от правдивой информации, но большинство все еще принимает спамовые рассылки за чистую монету.

Пока люди не научатся грамотно вести себя  в условиях огромного объема информации, в принципе, сделать что-то с вбросами и фейками очень сложно. Мой совет — прежде чем репостить всем друзьям и знакомым, нужно все проверить. Все умеют пользоваться google и Яндекс для первичного анализа информации.

Часть третья: «Растишка» с этиленгликолем

Третья и последняя часть вирусной рассылки посвящена «Растишке», в которой  «Российская академия медицинских наук обнаружила этиленгликоль – один из самых опасных канцерогенов, вызывающих рак печени и желудка».

Factcheck.kz не удалось найти первоисточник панического слуха. В 2014 и 2016 гг пользователи соцсетей распространяли сообщения об этиленгликоле в йогуртах «Растишка». На сайте feedback.rastishka.ru есть один комментарий (предположительно официального представителя).

Скриншот с сайта feedback.rastishka.ru

Ольга Мустафина:

Появление фейка может быть и с подачи пиарщиков. Сочинить какую-либо историю или реанимировать давно забытую старую, чтобы повысить узнаваемость бренда, привлечь внимание, начать обсуждение, ведь люди активнее реагируют на негативную информацию. Ну а потом компания дает официальный ответ – опровержение с доказательствами. И вот вам чистая, честная, известная компания, с замечательной продукцией. Очень возможно, что это некая реклама для кого-то.

В общем, как советуют специалисты, родителям нужно спокойно относиться к любым рассылкам. Если всему верить и паниковать, то к чему это приведет? К тому же действительно важное предупреждение не бывает анонимным и распространяется не по WhatsApp.