Исследование: Старшее поколение чаще других делится фейками в Facebook

Старшее поколение охотнее других делится фейковыми новостями в Facebook, сообщает The Verge. К такому результату пришли ученые из Принстонского и Нью-Йоркского университетов. В своем исследовании они изучали, как распространялась дезинформация во время президентской кампании США в 2016 году.

Цифры следующие: недостоверной информацией делились 11% пользователей Facebook старше 65 лет, в то время, как только 3% пользователей 18-29 лет совершали подобное действие. С фейковыми новостями ситуация схожая: люди старше 65 лет делились фейками чаще в два раза, чем пользователи 45-65 лет, и в 7 раз больше, чем молодые люди 18-29 лет.

Такой вывод может показаться очевидным, но один из авторов исследования Эндрю Гесс все же советует обратить внимание, что результаты одинаковы для людей с разными идеологиями и политическими убеждениями.

Под влияние фейков попадают не только пожилые консерваторы. Это факт, не зависящий от других черт человека,

— говорит он.

Исследование велось до и после президентской кампании США 2016 года. Совместно с исследовательской фирмой YouGov до выборов ученые составили выборку из 3500 человек, которые после выборов установили у себя специальное приложение. Оно считывало следующие данные в Facebook: публично доступную информацию, религиозные и политические взгляды, опубликованные пользователями посты в своих профайлах и страницы, на которые те подписаны. Участники могли выбрать информацию, которой они хотели бы поделиться с исследователями. Новостные ленты и друзья участников ученым доступны не были.

Источник: Science Adnaces

В итоге 49% участников предоставили свои данные. Исследователи сверяли сайты, ссылки на которые те репостили на своих страницах, со списками сайтов, распространяющих ложную информацию. Один из них был составлен журналистом BuzzFeed Крейгом Силверманом, другие брались из материалов Snopes и Politifact.

Исследователи не дали точное объяснение, почему старшее поколение более подвержено ложной информации, но предполагают два варианта.

Первый — это отсутствие навыков цифровой грамотности, поскольку пожилые люди стали пользоваться интернетом позднее других.

Второе возможное объяснение — ухудшение когнитивного мышления, которое неизбежно при старении, что соответственно отражается на восприятии информации.

Исследований о влиянии фейковых новостей на старшее поколение в русскоязычных социальных сетях пока нет, хотя пожилые люди тоже пользуются ими. Например, казахстанцы: 14% женщин 56-65 лет и 9% мужчин того же возраста зарегистрированы в «Одноклассниках» (данные на 2018 год). В «Моем мире» доля пользователей 55 лет и старше составляла 12,6%, а в Facebook — 4,6% (на 2015-2016 гг.).

О слабом владении цифровой грамотностью упоминали уже не раз при исследованиях распространения фейков, причем эти навыки «хромают» у всех пользователей вне зависимости от возраста. Пробел пытаются восполнить организации и фирмы: Whatsapp, к примеру, начал свою кампанию цифровой грамотности в Индии после серии убийств, совершенных в результате слухов, распространявшихся в мессенджере. Однако как проверить, владеет ли действительно человек цифровыми навыками? Вопрос остается пока открытым.

Исследователь Мэттью Генцкоу предполагает, что технологические платформы создадут более эффективные инструменты, если сфокусируются на возрастных особенностях пользователей. Ранее Генцкоу изучал попытки Facebook замедлить распространение фейков в социальной сети.

Другой решение, возможно, кроется в дизайне: сейчас новостные статьи с любых ресурсов выглядят одинаково в новостной ленте Facebook, хотя пользователь должен отличать пост на ссылку NY Times или очередной кликбейт. Почему бы не сделать это визуально? Дальнейшие исследования также покажут, что видят люди в новостной ленте, и есть ли связь между тем, что они видят и тем, чем они делятся. Есть предположение, что пользователи охотнее делятся фейками, если увидели их у тех людей, которым они доверяют.