Фактчек-кейс: Кто создает македонские «фермы» фейков

Македонские подростки стали известны всему миру в 2016 году: расследование Buzzfeed выявило сеть сайтов, которые охотно посещали сторонники Дональда Трампа и другие американские консерваторы. У сайтов были домены с американскими названиями, однако их владельцами являлись молодые македонцы, в частности, из города Велес. Уровень безработицы в Македонии составляет 22% (для сравнения: в Казахстане она равна 5% на 2018 год), поэтому молодежи приходится искать разные способы заработка, в том числе создание сайтов с «желтым» контентом и подключенными рекламными аккаунтами.

Однако фейковыми новостями занимаются не только молодые македонцы: сайт расследовательской журналистики Lead Stories совместно с Лейденским университетом Nieuwscheckers обнаружили другую македонскую «ферму» фейков. В нее входит более 70 сайтов с фейковыми новостями, получившими более 7 млн реакций, комментов и репостов на Facebook и Twitter. Управляют этой сетью отнюдь не подростки — фейки распространяют взрослые люди, часть из которых работают на государственной службе.

Фейковые Джессики и реальные македонцы

7 декабря 2018 года американский солдат Джони Смит опубликовал ссылку в Facebook-группе «Фанаты судьи Джунин Пирро». Пирро, ведущая шоу на Fox News, популярна среди сторонников Трампа: на ее фан-страничку в Facebook подписано 53 тысячи человека. В статье, которой поделился Джони Смит, бывший британский секретный агент признается на смертном одре в убийстве принцессы Дианы. Заказчиком убийства он назвал принца Филиппа, мужа королевы Елизаветы.

Источник: Lead Stories

Это история — фейк: придумал ее желтый американский сайт YourNewsWire.com. Джони Смита тоже не существует: он один из многочисленных фейковых аккаунтов, созданных Слаганом Каго Бойковски, жителем македонского города Куманово. Судя по информации в социальных сетях и аватаре, где он одет в военную униформу с национальным флагом, Бойковски служит в македонской армии. Параллельно с этим он заправляет фабрикой фейковых новостей.

Слева: Джони Смит. Справа: Слаган Саго Бойковски. Источник: Lead Stories

В эту фабрику входит тот самый сайт tvrtinfo.com, на который ссылался «Джони Смит». О популярности македонской сети фейковых новостей можно судить по цифрам охвата: всего за 2 недели посты достигают 3,6 миллионов пользователей. Одна из статей сети  попала в топ фейковых материалов 2018 года, составленного BuzzFeed. Статья называлась «Мусульмане требуют убрать из меню свинину и грозятся покинуть США. Какова на это ваша реакция?». Данный фейк получил более 630 тысяч реакций, репостов и комментариев на Facebook.

И делает он это не в одиночку: в друзьях Бойковски на Facebook числится некий Виктор Колевски, также проживающий в Куманово. Колевски учился в военной академии в Скопье и, если верить его профайлу в LinkedIn, работает полицейским инспектором. На него зарегистрированы два домена из македонской сети, ссылки на которых он постил в протрамповских группах на Facebook. Эти сайты также зарегистрированы в рекламной сети Google Adsense. Оба имеют один и тот же ID, то есть принадлежат одному и тому же человеку.

Помимо Бойковски и Колевски распространял фейки в свободное от работы время еще один человек — Мариан Златоновски, сотрудник Министерства обороны Македонии. На него и его жену, Марию Крстеву, зарегистрированы 7 сайтов — это удалось выяснить с помощью данных whois и Google AdSense. Среди статей, опубликованных ими, были слухи о смерти Джорджа Сороса, теории заговора относительно стрелка в Лас-Вегасе, материалы о беженцах, якобы отказывающихся работать на американцев и другие.

Анализ статей в Buzzsumo. Источник: Lead Stories

Златоновски и его супруга не единственный пример семейного бизнеса: Бойковски использовал фото своей супруги и ее родственников для профильных фото в фейковых Twitter-аккаунтах. Некая жительница Велеса и ее родственник рекламировали сайт Слагана в консервативных Facebook-группах, где количество участников доходило до 30-40 тысяч человек.

Фейковый аккаунт с фото Наташи и Слагана Бойковски. Источник: Lead Stories

Земляки и друзья Бойковски по Facebook Тони и Мирьяна Ристескис тоже занимались фейками: на Тони был зарегистрирован сайт unisharenews.com, Мирьяна с дочерью занимались рекламой. В 2017 году Мирьяна публиковала ссылки в протрамповских группах с кликбейтными заголовками наподобие «Либеральная феминистка приютила беженца-мусульманина. Утром ее ждал шок».

Через друзей македонских «фермеров» удалось найти еще одного подельника. Внимание журналистов Lead Stories привлекли подозрительно одинаковые профайлы девушек в Twitter — названия аккаунтов состояли из имени Jesica и цифр. Из ряда выбивался один профайл: пользователя звали @dapcevski, а на аватаре стояло фото сербской певицы Сандры Африки. Это навело журналистов на мысль проверить гугл-кэш аккаунта.

Фейковые аккаунты в Twitter. Источник: Lead Stories

Выяснилось, что в 2016 году на аватаре находилось изображение татуировки с буквой «М». Оно же было найдено в Facebook и Google+ аккаунтах, где пользователя и обладателя татуировки зовут Saso Dapcevski. Посты Дапсевски 2017 года ведут на libertymagazine.net, один из сайтов македонской сети фейковых новостей.

Так выглядел аккаунт @dapcevski в 2016 году. Источник: Lead Stories
Аккаунт Сасо Дапсевски в Facebook. Источник: Lead Stories

Чем же занимается Дапсевски в оффлайне? В Facebook он состоит в группе водителей грузовиков. Любопытное совпадение: домен одного из сайтов македонской сети — tamche1966.com. Tamče с македонского или сербского означает «товарный фургон» или «грузовой автомобиль». Скорее всего, когда Дапсевски не постит фейки, он крутит баранку.

Источник: Lead Stories

Обратная связь

Реакция македонских «фермеров» в ответ на интервью с Lead Stories была разной. Колевски был краток: он больше не служит в полиции, несмотря на информацию в его LinkedIn-профайле. Златоновски, напротив, подтвердил результаты расследования. На вопрос, почему он распространяет фейки, он ответил, что считает это небольшим бизнесом. После интервью Златоновски удалил профиль в Facebook, однако в друзьях у Виктора Колевски на Facebook числится некий Мариан Златоновски — имя профайла на этот раз набрано кириллицей вместо прежней латиницы.

Остальные на вопросы не ответили: Ристекис на связь не вышли, Дапсевски же вначале дал согласие, но затем передумал отвечать на вопросы.

Что касается Слагана Бойковски, то тот сперва отрицал какое-либо отношение к фейковым сайтам и утверждал, что не имеет понятия, как их создавать. Позднее он признался, что заводил сайт пару лет назад, но прекратил, «в принципе, как и остальные в Македонии». На вопрос, почему он с супругой есть на фото фейковых профайлов в Twitter, Бойковски заявил, что кто-то украл изображения. Никакого американского солдата Джони Смита он, разумеется, не знал, да и в армии уже как год не работал.

Всего в македонской фейковой «ферме» было 75 сайтов. Спустя несколько часов после разговора Бойковски с журналистами они стали недоступны один за другим. 3500 статей с шокирующими новостями о педофилах, мусульманах, беженцах и прочим сенсационным материалом исчезли из интернета. Равно как и профайл «Джони Смита».

Секрет счастливого «фермера»

Запустить успешный бизнес на фейках просто. Достаточно нескольких шагов: создать сайт, анонимно его зарегистрировать и заполнить статьями с кликбейтными заголовками, мимо которых не смогут пройти консервативные христиане, соратники Трампа, популисты, любители теорий заговора и расисты. После этого остается только раскинуть ссылки по Facebook и Twitter, задействовав родственников и фейковые аккаунты, и смотреть, как толпы ломятся на сайт, а клики превращаются в деньги благодаря рекламной сети Google’s AdSense или схожим сервисам.

Трудиться над изготовлением статей тоже не придется — достаточно скопировать контент у англоязычных сайтов, например, у консервативных Fox News или различных конспирологических блогов. Как только какая-либо история становится популярной, брать ее к себе. Как отмечают Lead Stories, многократный дубляж контента легко заметить по ошибкам, повторяющимся из текста в текст, —  пропущенным словам, измененным изображениям, пунктуационным ошибкам и т.п.

Итоги, которых нет

Македонцы, найденные Lead Stories, не ангажированы политически: для них фейки представляют интерес в первую очередь денежный. Однако делать вывод, что македонские «фермы» создаются исключительно из меркантильных целей пока еще рано.

Расследование OCCRP обнаружило, что для сайта USA Politics Today, принадлежавшему первому создателю македонской «фермы» фейков Трайче Арсову, писал американец Бен Голдман. Голдман вместе напарником Пэрисом Уэйдом назвали себя «новыми желтыми журналистами»: им принадлежит гиперпартизанский консервативный сайт Liberty Writers News, на который в Facebook были подписаны 805 тысяч человек. Помимо Голдмана для Арсова писали и другие американцы.

Связан ли македонец с российской «фабрикой троллей», тоже пока неизвестно. Анна Богачева, фигурирующая в иске о вмешательстве россиян в президентские выборы США 2016 года, приезжала в Македонию летом 2015 года. На вопросы, что она делала в стране, Богачева отвечать отказывается.

Журналист, фактчекер, фотограф. Автор factcheck.kz c 2017 года.

Factcheck.kz