Фактчек | Агентство туристических фейк-новостей

В преддверии дня святого Валентина, 12 февраля, несколько десятков казахстанских СМИ распространили информацию, что Астана вошла в топ-5 «самых романтичных городов СНГ». Алматы тоже попала в список из 8 городов, оказавшись на шестом месте.

При этом все ссылаются на результаты исследования «аналитического агентства Турстат».

Вердикт: Манипуляция

Правда в том, что результаты исследования действительно были опубликованы на сайте агентства, а вот исследование, как и само агентство, похоже, чистой воды фальшивка.

На самом деле на сайте «Турстат», где значится «исследования рынка путешествий и туризма по России и СНГ», 11 февраля опубликованы результаты исследования «Самые Романтичные Города СНГ».

Топ-5 романтичных городов СНГ, популярных для туристических поездок на выходные дни по версии «Турстата», составляют Тбилиси в Грузии, Астана в Казахстане, Баку в Азербайджане, Минск в Белоруссии и Кишинев в Молдавии.

За Тбилиси как самый романтичный город ближнего зарубежья и СНГ для путешествий отдали 33% голосов, за Астану, Баку и Минск — по 14%, за Кишинев — 10%. В рейтинг самых романтичных городов СНГ также попали Алма-Ата в Казахстане, Бишкек в Киргизии и Ереван в Армении, получившие по 5% голосов. Здесь же отмечается, что по данным ТурСтат, романтический туризм в страны СНГ составляет более 1 млн турпоездок в год.

Через два дня — 13 февраля — новость была дополнена локализацией «самых романтических мест». Таковым в Астане стал Байтерек, в Алматы соответственно Кок-тобе.

Что представляет собой Турстат

Первое, что бросается в глаза на сайте — это отсутствие разделов: только лента новостей, состоящая из результатов подобных исследований. Также на сайте нет никакой контактной информации, как и данных разработчика сайта. Отсутствует значок копирайта. Из социальных сетей «аналитическое агентство» представлено только в Twitter, дублируя вышедшие на сайте новости.

Каждое уважающее себя исследовательская организация представляет методику осуществления сбора данных и подготовку исследования. Здесь этого тоже нет, лишь в новостях упоминаются проведение «опросов» или обработка данных онлайн-систем бронирования.

Поисковые программы при вводе названия агентства выдают в лучшем случае только ссылки на новости агентства, но в основном это перепосты СМИ.

Единственный след можно обнаружить, введя адрес сайта в общедоступную базу сведений о доменах Whois (приводим часть данных, здесь вы можете скачать данные о домене в PDF)

Domain Name: TURSTAT.COM
Registry Domain ID: 2034148592_DOMAIN_COM-VRSN
Registrar WHOIS Server: whois.nic.ru
Registrar URL: http://www.nic.ru

Registrant Name: Privacy protection service — whoisproxy.ru
Registrant Organization: Privacy protection service — whoisproxy.ru
Registrant Street: PO box 99, whoisproxy.ru
Registrant City: Moscow

Admin Name: Privacy protection service — whoisproxy.ru
Admin Organization: Privacy protection service — whoisproxy.ru

Отсюда видно, что сайт Tutstar.com зарегистрирован через Ru-center, предлагающий защиту контактных данных домена посредством предоставления собственных данных, что позволяет делать его «невидимым» для базы Whois. Т.е именно для того, чтобы нельзя было легко выйти на истинных владельцев сайта. Максимум что выдадут поисковые службы — данные регистрирующего сервиса, который перенаправит при необходимости сообщение владельцу.

Но поскольку основные новости Turstar касаются России, и регистраторы находятся в Москве, то очевидно, что эта «аналитическая служба» находится в Российской Федерации. Опять же ни одна база данных предприятий России это агентство не выдает. Нет его и в Едином государственном реестре юридических лиц РФ.

Понятно, при таком раскладе аналитического агентства нет среди членов ассоциаций исследовательских компаний России, ни среди участников туристического бизнеса. В рейтингах исследовательских организаций оно также не фигурирует (например, здесь)

Что мы имеем, так это дата регистрации доменного имени — июнь 2016 года. Сразу после этого на созданном сайте стали размещаться результаты исследований «рынка туризма и путешествий» России, причем начальные сообщения ссылались на Федеральную службу государственной статистики РФ (росстат).

Выход в свет

Первый выход за пределы России произошел 10 июля 2016 года, когда появились «Cамые Популярные Курорты для Треккинга в России и СНГ», где Шымбулак оказался на втором месте.

Затем — 10 января 2017 «Самые Популярные у Спортивных Туристов Города Зимы 2017 года». Здесь уже без указания каких или чьих спортивных болельщиков на первое место вышел Алматы (где проводилась Универсиада), от которого отстали австрийский Хохфильцен, швейцарский Санкт-Мориц, чешская Острава и финский Лахти. Далее города Казахстана стали почти постоянными участниками всевозможных туристических рейтингов в пределах СНГ. «Самые Популярные Гастрономические Туры» (Алматы), «10 самых популярных у российских туристов городов СНГ» (Алматы и Астана), «Самые Популярные Курорты Стран СНГ 2017» (Боровое), «Популярные Горные Курорты СНГ 2017» (Шымбулак), и так далее. Причем из года в год фавориты оставались неизменны.

Но классикой можно считать следующий пример:

10 самых популярных у туристов городов СНГ осенью 2017 года:
Минск (Беларусь)
Астана (Казахстан)
Баку (Азербайджан)
Ереван (Армения)
Алматы (Казахстан)
Ташкент (Узбекистан)
Ашхабад (Туркменистан)
Киев (Украина)
Кишинев (Молдова)
Бишкек (Кыргызстан)

Как видите, ни одна столица СНГ (кроме почему-то Москвы и Тбилиси) не остались обиженными. Данный рейтинг якобы составлен «по результатам анализа данных систем онлайн-бронирования средств размещения туристов». При том что в Ашхабаде к системе онлайн-бронирования подключено всего 4-5 отелей. Кстати, осенью 2018 года тоже ничего не поменялось.

Надо полагать, что в случае аналитического агентства «Турстат» мы имеем дело с классическим агентством фейковых новостей. При этом:

Создатели этого ресурса могут предлагать за определенную сумму государственным структурам, ответственным за туризм, услуги по продвижению событий/городов/стран. Агентство могло быть также создано при какой-нибудь межгосударственной структуре ко всеобщему удовольствию (отсюда включение в рейтинги даже Туркменистана и «враждебной» России Украины).

Но вероятней всего версия №1, что подтверждает алматинский веб-мастер Артем Тихонов из компании Webgear (https://webgear.kz/), так оценивший сайт Turstat.com:

«Сделан он на шаблоне WordPress, которым может воспользоваться каждый. Сколько будет стоить подобный сайт, зависит как договоришься. Если со студентом, то и за 30 тысяч тенге, если с компанией, то может обойтись и в десять раз дороже. Количество рекламы там из-за того, что они пытаются немного на ней заработать, подключившись к сервису yandex.direct. Другими словами, все говорит, что организация явно не слишком обеспечена»

Поэтому для уровня межстранового PR-ресурса уровень технического исполнения слишком непрофессиональный.

Несмотря на этот факт, казахстанские и российские СМИ, а также СМИ СНГ, даже те, кто привык проверять информацию, неизменно дают распространение этим рейтингам.

Итоги

TurStat — несуществующая или, как минимум, незарегистрированная организация из России, занимающаяся распространением поддельных PR-новостей в сфере туризма и путешествий, рассчитанных на бенефициаров из России и сопредельных государств. Соответственно, никаких исследований не проводится.

П.С.

Кстати, портал «Караван» после опубликования последнего «романтического» рейтинга «связался с партнером одной из туристических компаний РК» Аскаром Тулеевым:

«Я видел этот список, который облетел новостное пространство Казахстана. Даже улыбнул меня тот факт, что Астана попала на второе место. Мне кажется, это достаточно странный список, потому что Алматы, к примеру, на порядок более романтичный город для поездок на выходные дни, чем Астана».

Далее спикер отмечает, что Казахстан, особенно в сфере романтического туризма, совершенно не развит, добавляя, что «в Казахстан идеей романтического туризма можно было бы приглашать людей со всего мира, если бы мы уделяли больше внимания историческим зданиям и важным историческим объектам в городе».