«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

На известности блокчейн-платформы Павла Дурова Telegram Open Network (TON) пытаются нажиться мошенники, которые спокойно рекламируют свой ресурс в Facebook (несмотря на запрет такой рекламы по правилам самой соцсети). Для рекламы используется сеть однотипных сайтов и страниц. К такому выводу пришёл журналист Factcheck.kz, проанализировав саму рекламу и интернет-ресурс, о котором она сообщает пользователям соцсети. Предлагаем вам ознакомиться с алгоритмом наших действий, который позволил прийти к такому заключению.

Дуров рассказал…

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook
Скриншот рекламы

Ложь и ошибки

Группа «Саморазвитие и успех» существует до сих пор. Но достаточно посмотреть на скриншот рекламы, чтобы заподозрить авторов группы в нечистоплотности. В иллюстративном изображении используется портретное фото Павла Дурова, таким образом, нам дают понять, что речь идет именно о создателе Telegram, а не каком-то другом однофамильце. Указанный сайт явно намекает на детища Дурова — и даркнет-платформу, и криптовалюту. При этом на втором фото пакеты с рекламой «Сбербанка».

В рекламном тексте приводится якобы цитата Дурова. Однако ни на рекламируемом сайте tongramnew.ru, ни даже в видео на этом сайте никакого текста, из которого была вырвана эта цитата, не приводится. Кроме того, в подписи содержится ряд орфографических ошибок.

Проверяем через поисковую систему Google и поисковик сайта «Ведомости» — существует ли цитата о финансовой независимости в публикациях издания. Мы вводили в поисковую строку разные варианты словосочетаний и релевантных слов, вплоть до самых простых, вроде «Дуров рассказал». Но приведённую цитату обнаружить не удалось.  

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

Заголовок под иллюстрацией представляет явно неоконченное предложение («Дуров рассказал»), таким образом, налицо третья ошибка.

Вывод первый: языковые ошибки всегда должны настораживать. В данном случае, ошибки важны, потому что могут рассказать как о качестве рекламы (что косвенно может говорить и о профессионализме её создателей-заказчиков), так и о большой вероятности того, что мы имеем дело с проектом, созданным «на коленке» под примитивные цели.

Качество сайта и видео

Мы проверили доменное имя через whois-сервис. Выяснилось, что домен был зарегистрирован 24 августа этого года. То есть тогда, когда работы над Ton и Gram ещё велись и не было известно, когда они будут запущены.

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

Более того, материал об обещании Дурова инвесторам о крайней дате создания разработок был опубликован The New York Times через три дня, 27 августа. Ну, а новость о привлечении необходимых для создания Ton и Gram 850 миллионов долларов была опубликована в феврале 2018 года. То есть, никаких предпосылок для неожиданного создания сайта, связанного с Дуровым и посвящённого связанному с его компанией заработку, не было.

Стоило пройти по ссылке на рекламируемый сайт, как стало понятно: это сайт с простейшей архитектурой, создатели, либо заказчики которого эксплуатируют Ton и Gram, и даже известный уже логотип блокчейн-платформы – перевёрнутый двудольный треугольник.

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

Пользователю, попавшему на сайт, предлагается ввести свою электронную почту, ФИО и номер телефона.

В предложенном для просмотра видео, которое опубликовано на Youtube рассказывается о некой платформе для «частных инвестиций». Там же говорится о «широкой известности» факта о том, что Telegram пользуются более 200 миллионов человек в мире. И эта цифра вызывает недоверие.

  • Дуров обещал запустить Gram, как и блокчейн-платформу с платежными сервисами для этой валюты Telegram Open Network (TON) до 31 октября. Недавно стало известно, что у создателя «ВКонтакте» и Telegram появились неприятности: комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) временно заблокировала выпуск криптовалюты Gram. При этом, всплыли интересные детали о Telegram, которые были перечислены в иске SEC.
  • 16 октября издание The Bell, которое ознакомилось с иском, выяснило, что у Telegram может быть 300 миллионов пользователей, а о 200 миллионах заявлялось весной 2018 года. Таким образом, предположительно, в видео могли быть приведены устаревшие данные (предположительно, потому что, теоретически, «более 200 миллионов» это и 300 миллионов тоже).  

Также сразу привлекает внимание разрешение видео. При автонастройке на панели Youtube 720 HD, оно ему явно не соответствует (см. скриншот).

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

Закадровый голос, дублируемый текстом, сообщает:

С помощью нашего мессенджера мы ежедневно получаем информацию от 4-х миллионов трейдеров из разных уголков планеты. Мы узнаём о сделках, которые они совершают на бирже в режиме реального времени. Кроме этого, мы получаем информацию от крупнейших банков и хедж-фондов, которые открывают в том числе и на деньги нашей корпорации. Проще говоря, мы собираем Big Data — огромный массив актуальной информации о реальных сделках на бирже… 

Добавляется — эти данные обрабатывает суперкомпьютер, созданный на основе искусственного интеллекта разработки Николая Дурова (имя и фамилия совпадают с именем и фамилией брата Павла Дурова).

«Именно самый быстрый анализ в мире Big Data позволяет нам, в некоторых случаях, удваивать депозит пользователя в течение всего лишь 30 минут», — добавляет закадровый голос. Далее зрителю (если он хочет «сбросить с себя кредитное бремя») предлагается завершить регистрацию и ознакомиться с возможностями «торговой системы».

В открытых источниках ни о каком суперкомпьютере, связанным с именем Николая Дурова упоминаний нет. В интернет-изданиях встречалась цитата из неофициального технического описания TON, который описывался несколько иносказательно как «гигантский распределительный суперкомпьютер». Впрочем, официального подтверждения братьев Дуровых этому описанию не было. Но вполне вероятно, что авторы ролика взяли слово «суперкомпьютер» из публикаций того времени.

Вывод второй: реклама ведёт на примитивный сайт, на котором опубликовано видео с крайне низким разрешением и с манипулятивным содержанием (пропаганда быстрого заработка). Если первая часть ролика не содержит никакой конкретной информации о предлагаемой системе, кроме хаотического использования слов Big Data, «суперкомпьютер» и «инвестиции», вторая указывает на некое препятствование банками обогащения и противопоставляет зрителя с «властьимущими». Вероятно, по задумке создателей ролика, это должно усилить воздействие призыва к участию в «торговой системе».

Позиция Facebook

В Facebook мы обнаружили группу «Саморазвитие и успех». В разделе «Прозрачность страницы» указано, что люди, управляющие этой страницей, из Украины (с украинских IP-адресов), а страница создана 17 сентября. А в разделе «Библиотека рекламы» можно увидеть историю запущенных показов, причём, как минимум, на 4 разных сайта.

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

Достаточно зайти на один из этих сайтов, чтобы понять — мы имеем дело с теми же создателями.

«Дуров рассказал» — разбираем мошенническую рекламу в Facebook

Как мы помним, в опубликованном видео речь шла о способе быстрого заработка.

Кроме того мы обнаружили целую сеть страниц, с которых ведётся параллельная реклама, страницы администрируются в основном из Украины, России, Израиля и Армении.

Позиция Facebook по этому вопросу однозначна: рекламировать возможность быстрой прибыли нельзя (пункт 21 правил о рекламе).

Кроме того, разбираемая нами реклама нарушает пункт 17 правил, который гласит: «Реклама не должна содержать ненормативной лексики или грамматических и пунктуационных ошибок».

Итоги:

  • Мы имеем дело с мошенниками, которые пытаются заработать на известности Павла Дурова и создаваемых им криптовалюты и даркнет-платформы (их упоминания в этом году участились, в связи с приближением к предполагаемой дате запуска).
  • Реклама на Facebook нарушает правила этой соцсети и должна быть запрещена, однако, мы наблюдаем подобную рекламу с завидной регулярностью, что как минимум указывает на игнорирование правил соцсети администраторами, отвечающими за контроль рекламы.
  • Не переходите по ссылкам в подобной рекламе, и поделитесь этим разбором с близкими, чтобы они не попались на удочку мошенников.

Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на ТВ (телеканалы «Алматы», Astana, КТК, 7 канал), в печатных и мультимедийных интернет-изданиях, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году, занимался медиакритикой в издании «Новый репортёр».

Factcheck.kz