В начале мая 2025 года стало известно, что в Казахстане создана рабочая группа, которая займётся разработкой нового закона о неправительственных организациях (НПО). Эта инициатива стала реакцией в том числе на заявления депутатов о необходимости усилить контроль над НПО, получающими финансирование из-за рубежа (1, 2, 3).
Вообще, в последние месяцы риторика казахстанских чиновников, включая главу государства, в отношении НПО резко изменилась. Во многом на это повлияли действия администрации президента США Дональда Трампа, например, касающиеся проверки деятельности USAID. В парламенте зазвучали заявления о том, что НПО с иностранным финансированием навязывают «чуждые ценности», а также требования провести проверку на предмет их вмешательства во внутреннюю политику. А представители Народной партии предложили ввести закон об иностранных агентах.
Эти и другие высказывания депутатов создают впечатление, будто неправительственные организации в Казахстане всё это время действовали практически без контроля, непрозрачно и вне какой-либо подотчётности. Но так ли это?
Насколько прозрачны НПО в Казахстане
По словам правозащитника и соучредителя ОФ «Еркіндік қанаты» Романа Реймера, любая надлежащим образом зарегистрированная на территории Казахстана организация, включая НПО, автоматически попадает в бюрократический водоворот правил и отчётности, связанной со статистикой, налогообложением исходя из форм деятельности.
«Помимо общеустановленной отчётности, НПО несут бремя отчётности в так называемую “Базу данных НПО”. Необходимость данной отчётности регламентируется профильным законодательством о некоммерческих организациях. Вышеуказанная отчётность должна сдаваться ежегодно и содержать в себе всю актуальную информацию о деятельности НПО за календарный год. Включая информацию о действующих грантовых и других контрактах, описания деятельности по грантовым контрактам и полученные суммы на реализацию таких контрактов», — объясняет Роман Реймер.
«Более того, НПО полностью подотчётны налоговым органам и банкам второго уровня. Исходя из законодательства и действующих правил, банки второго уровня требуют всю полноту информации о получаемых НПО грантах (особенно в валюте) прежде чем осуществить фактическое зачисление денежных средств на счета НПО. Далее, в случае получения НПО иностранного финансирования, регламентированного статьей 29 Налогового Кодекса, НПО обязаны предоставлять в распоряжение налогового органа полную информацию о полученных и затем расходованных средствах. Более того, такие НПО вносятся в публичный реестр», — продолжает Реймер.
Пояснение: В 2022 году в статью 29 Налогового Кодекса, предусматривающего обязанности лиц, получающих финансирование из иностранных источников, были внесены изменения, согласно которым Комитет государственных доходов публикует на своём интернет-ресурсе публичный реестр таких лиц.
По словам эксперта, казахстанское законодательство также устанавливает необходимость получения аккредитации и иных форм регистрации для осуществления определённых действий. Учитывая всё перечисленное, казахстанские правовые реалии указывают на то, что деятельность НПО является полностью прозрачной, считает Роман Реймер.
«Более того, [деятельность НПО] является крайне обременительной и зачастую носящей крайне выраженный дискриминационный характер, особенно в частях получения иностранного финансирования, участия в деятельности по управлению государством. Таким образом, попытки государства институционализовать “иностранных агентов” под лозунги об открытости и подотчётности НПО обществу являются, мягко говоря, притянутыми за уши», — заключает правозащитник.
Юрист ОФ «Правовой Медиа Центр» Гульмира Биржанова солидарна с Романом Реймером и считает, что законом уже предусмотрено, чтобы НПО в Казахстане были прозрачны и подотчётны.
«База данных НПО», по официальным данным, как раз создавалась для того, чтобы обеспечить прозрачность деятельности неправительственных организаций и информирования общественности о них. За несвоевременное предоставление и предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений в базу данных предусмотрена ответственность.
«Нормы закона “О платежах и платёжных системах”, в том числе, обязывают организации, финансируемые из-за рубежа, сдавать специальную отчётность в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК c 11 октября 2016 года. В 2018 году в стране было введено требование о предоставлении отчётности в органы госдоходов лицами, получающими деньги или иное имущество от иностранных источников», — говорит Гульмира Биржанова.
Кроме того, Налоговым Кодексом предусмотрена маркировка информации и материалов, публикуемых, распространяемых и (или) размещаемых за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев и лиц без гражданства. В ней должны содержаться сведения о лицах, сделавших заказ, указание об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов за счёт иностранного финансирования.
За нарушение этого требования грозит административная ответственность по статье 460-2 КоАП. Публикации без такой маркировки влекут предупреждение. А повторное действие (бездействие), совершённое в течение года после наложения административного взыскания, — штраф в размере 25 МРП.
«Что касается маркировки, в таком виде, как у нас есть сейчас, я не вижу угрозы, потому что большинство добросовестных организаций, получающие финансирование, они всегда ставят логотипы. Зачастую это и условие доноров — Европейского союза, посольства Америки, ОБСЕ. Но маркировка, которая как сейчас в Российской Федерации, как в законе об иностранных агентах, она абсурдная. Как вы знаете, одним из пунктов этого, если организация или физлицо будет признано иноагентом, [является] то, что у них не будет возможности работать с государством. Это одна из норм, которая просто поставит крест на организациях, которые работают с законодательством, в рабочих группах, в парламенте», — считает Гульмира Биржанова.
По мнению юриста, события в США «развязали руки» казахстанским властям, которые при этом сами получали иностранное финансирование.
«До этого у государственных органов никаких заявлений не было, хотя попытки всегда были, начиная с 2016 года. Как видно, повестка ЛГБТ всегда выигрышная, потому часто, когда нужно в чём-то обвинить, взбудоражить народ — это как красная тема, на которую очень хорошо клюют, и под этим соусом можно принять любой закон. Вот здесь может быть манипулирование […] всё что касается политических тем, а особенно свободы слова – это темы, на которых спекулируют», — говорит Биржанова.
«По существу речь идёт о прямом вмешательстве государства в дела НПО (что прямо запрещено Конституцией), о продвижении политики дальнейшей сегрегации НПО по принципу “свой-чужой”, об окончательном решении вопроса со свободой слова и выражения мнения, по принципу “свобода слова заканчивается там, где начинаются интересы государства”. При этом такие интересы государства решаются в головах отдельных чиновников интуитивно, особенно если затрагиваются чьи-то сугубо шкурные, а зачастую коррупционные интересы», — резюмирует Роман Реймер.
Данный материал опубликован в рамках проекта «Универсальный фактчекинг: противодействие токсичным нарративам о правах человека в Казахстане», реализуемого Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Казахстане.