В социальных сетях в апреле распространилось сообщение о том, что в казахстанских школах якобы проводится незаконный сбор личной информации учеников путём опросов через размещённые QR-коды контакт-центра «111» (1, 2, 3, 4, 5, 6). Как утверждается в публикациях, контакт-центр передаёт собранную информацию в ювенальную полицию, и что по итогам у родителей могут отобрать детей.



Редакция Factcheck.kz решила проверить, так ли это на самом деле.
Вердикт: Ложь
Контакт-центр «111» не проводит опросов школьников в целях «незаконного» сбора информации для правоохранительных органов. Контакт-центр «111» консультирует по вопросам семьи, прав женщин и детей, а также оказывает психологическую помощь. Информация, полученная контакт-центром, может быть направлена в госорганы только в определённых обстоятельствах — например, если требуется оперативное вмешательство. Ребёнка из семьи могут изъять только по решению суда и только в случаях, предусмотренных Кодексом о браке и семье.
Самая ранняя найденная нами версия сообщения опубликована Жанар Даулет, директором ОФ «Перiште» и редактором «Регион ЕврАзия». Ранее Factcheck.kz уже разбирал дезинформацию, распространённую этим пользователем (примеры: здесь и здесь).
Источник анкеты, которая продемонстрирована в посте Жанар Даулет, нами не обнаружен. Поиск по ключевым словам выводит только проверяемые нами публикации. В открытом доступе нет свидетельств того, что подобная анкета используется контакт-центром.
Для чего нужны QR-коды в школах
Контакт-центр «111» был создан в 2017–2018 годах при Уполномоченном по правам ребёнка в Республике Казахстан как один из механизмов для оказания экстренной помощи детям и защиты их прав, свобод и законных интересов. В октябре 2023 года телефон доверия был внесён перечень государственных экстренных служб наравне с номерами 101, 102, 103 и т.д.
Согласно подпункту 1 пункта 29 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», контакт-центр «111» — это юридическое лицо, определённое уполномоченным органом в сфере информатизации, которое выполняет функции информационно-справочной, организационной и психологической службы по вопросам семьи, прав женщин и детей.
Размещение QR-кодов в школах — это инициатива государства, направленная на то, чтобы сделать обращение за помощью более доступным и удобным для детей. Инициатива была освещена в ряде СМИ (1, 2, 3, 4, 5) и подтверждена официальным заявлением председателя Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспановой в январе 2025 года.
Ранее дети могли обращаться в контакт-центр только по телефону, а теперь у них появилась возможность отправлять запросы через QR-коды. Это значительно упрощает процесс обращения за поддержкой, делает его более удобным и доступным. QR-коды позволяют быстро и анонимно получать необходимую информацию и помощь, что способствует оперативной реакции на вопросы и запросы детей.
Насымжан Оспанова
С целью проверки редакция Factcheck.kz провела эксперимент: мы нашли QR-код, упомянутый в первоначальных постах. При сканировании он открыл чат с консультантом контакт-центра «111», который представился и спросил о том, что нас беспокоит. В ответ на наш вопрос об анкетировании консультант ответил, что контакт-центр этим не занимается и лишь проводит консультацию.
Какую информацию может передавать контакт-центр «111»
Мы изучили официальные Правила деятельности контакт-центра «111», а также нормативно-правовые акты, регулирующие его работу. Основным таким документом является Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 28 июня 2024 года № 378/НҚ.
Пункты 6, 12 и 15 Правил предусматривают, что контакт-центр «111» может проводить сбор и обработку информации по обращениям, а также передавать информацию в центральные государственные или местные исполнительные органы. Однако важно отметить, что такая передача возможна только при соблюдении определённых условий и ограничений, которые также указаны в самих пунктах 6, 12 и 15.
- Пункт 6 разрешает передачу информации в случаях, требующих мер оперативного реагирования. Там же отмечается, что запись разговора может быть передана уполномоченному органу в сфере информатизации по письменному требованию.
- Пункт 12 гласит, что в случаях, требующих оперативного реагирования по обращению, допускается обмен устной и письменной информацией с госорганами.
- Пункт 15 подчёркивает, что передаваться могут только сведения, непосредственно относящиеся к теме обращения.
Таким образом, контакт-центр «111» не занимается опросом школьников в целях сбора данных для систематической передачи информации правоохранительным органам. Взаимодействие с госорганами осуществляется в определённых случаях, только в рамках конкретного обращения, а объём передаваемой информации строго ограничен.
Могут ли по итогам обращения в контакт-центр «111» лишить родительских прав?
Согласно статье 76 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» лишить кого-либо родительских прав можно исключительно по решению суда и в определённых законом случаях. Согласно статье 75 Кодекса, лишение родительских прав возможно, если родители:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения), из организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с ребёнком, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ним, покушаются на его половую неприкосновенность;
- злоупотребляют азартными играми, пари, спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) их аналогами.
Таким образом, обращения в контакт-центр «111» не могут быть прямым основанием для лишения родительских прав. Контакт-центр может лишь передавать информацию в уполномоченные органы в случае угрозы жизни, здоровью или правам ребёнка — и только в рамках закона. Оценку и само решение о лишении прав принимает суд.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.