В мессенджерах и социальных сетях распространяется сообщение о том, что продукты питания, на которых стоит один из представленных на изображении логотипов, якобы «содержат вакцину». Потребителям советуют быть осторожными.

При этом не уточняется, о какой конкретно вакцине идёт речь, и каким именно образом она предполагаемо должна попадать в продукты. Текст на хорватском языке на изображении, в свою очередь, делает слегка отличное предупреждение: «Все продукты с логотипом содержат яд».
Принимая во внимание, что даже 1 из 20 представленных логотипов встречается на более чем 37 тыс. наименований товаров, Factcheck.kz посчитал важным разобраться, что на самом деле означают эти лейблы, и могут ли маркированные ими товары содержать вакцину.
Вердикт: Фейк
Все логотипы, представленные на скриншоте, связаны с сертификацией в сферах справедливой торговли, социально и экологически ответственного и устойчивого бизнеса и не имеют никакого отношения ни к вакцинации, ни к сфере здравоохранения в целом.
Иными словами, эти организации существуют с целью улучшения жизни и условий труда фермеров и рабочих в развивающихся странах, защиты их человеческих прав, достоинства, местной экологии и земель, которые они обрабатывают.
Более того, как сообщили исследователи, опрошенные фактчекерами из Associated Press, на сегодняшний день нет эффективного способа добавлять вакцины в продукты, хотя это и могло бы во многом упростить задачу вирусологам и эпидемиологам в некоторых странах, где особенно тяжело соблюсти строгие правила хранения вакцин.
Сам фейк в оригинальной версии — о якобы содержащемся в продуктах яде — существует как минимум с 2023 года и уже разбирался хорватскими и латвийскими фактчекерами (1, 2). Подпись на русском — о вакцинах — появилась тогда же.
Однако это не единственный случай, когда логотипы на изображении становились фокусом теорий заговора. Больше всего конспирологов, по-видимому, беспокоит лейбл Rainforest Alliance с изображением зелёной лягушки. Только в 2023 году в Сети появились несколько фейков о том, что такая маркировка на продуктах указывает на содержание в них: атразина, генетически модифицированного сырья, графена, насекомых и снова вакцин. Организацию часто связывают с Биллом Гейтсом, хотя он никогда не был её частью и лишь несколько раз отправлял ей пожертвования через свой Фонд.
Что это за логотипы на самом деле?

Fairtrade International — самый узнаваемый в мире этический лейбл и самая известная маркировка в сфере справедливой торговли. Именно благодаря стандартам, разработанным этой организацией, жизни и условия труда более 2 млн фермеров и рабочих в 70 странах мира становятся лучше. Большинство из упомянутых ниже маркировок в сфере справедливой торговли, вдохновлялись именно их принципами при разработке своих.

Rainforest Alliance — знак «лягушки» от Rainforest Alliance означает, что фермер и/или компания, производящий маркированный им продукт или напиток, соответствует строгим требованиям по защите лесов, климата, прав человека и достойного существования фермеров.

Naturland — лейбл сообщает о том, что фермеры, производящие данный товар и/или его компоненты учитывают принципы экологически-устойчивого менеджмента, принимая меры для защиты плодородных земель, природы, климата и биоразнообразия.

Naturland Fair — дополняющая сертификация от вышеупомянутого Naturland, которая включает в себя социальные аспекты фермерской деятельности, такие как: достойные условия труда, отсутствие детского труда, уважение к правам человека и местному законодательству. В её основе лежат принципы справедливой торговли.

Label Tourisme Equitable — сертификационный лейбл, предполагающий соответствие 50 критериям в области социально и экологически справедливого туризма, разработанный Французской Ассоциацией Справедливого и Солидарного Туризма ATES. Цель его существования сделать туризм рычагом для развития местного населения и солидарности с ним.

Fair trade certified — маркировка Fair Trade USA, которая позволяет сертифицировать продукцию, произведённую в развивающихся странах в соответствии с принципами справедливой торговли, с целью реализации товаров на территории США.

World Fair Trade Organisation — логотип Всемирной Организации Справедливой Торговли (WFTO). Эта ассоциация МСБ, которая смогла повлиять на жизни более 1 млн человек через соответствие принципам справедливой торговли в 84 странах мира. Имеет собственную сертификацию.

Equitable & Bio Bioparternaire — французский лейбл, включающий в себя обширный список обязательств, будь-то такие более ожидаемые пункты как достойная оплата труда и условия жизни для фермеров, профсоюзы, отсутствие детского труда, гендерная инклюзия и защита плодородных земель, как и более утончённые решения, как поддержка хозяйств в случае климатических форс-мажоров и программы по участию фермеров в структуре распределения прибыли.

spp.coop — SPP, также известный как символ малых производителей, лейбл, представляющий альянс организованных малых производителей для создания локального и глобального рынка, «который ценит идентичность и экономический, социальный, культурный и экологический вклад продукции организаций малых производителей». Логотип гарантирует потребителям, что продукция поступает от подлинных, демократических, самоуправляемых организаций малых производителей, и что она была произведена в соответствии с критериями экономической, социальной, культурной и экологической устойчивости и коммерциализирована на справедливых условиях.

GEPA the fairtrade company — логотип «Общества для продвижения партнерства со странами третьего мира», которое работает со 131 производственным кооперативом в 45 странах в Африке, Латинской Америке, Азии и Европе. Товары, произведенные этими кооперативами, распределяются среди 900 магазинов-партнёров в соответствии с правилами справедливой торговли.

GEPA fair-plus.de — собственная маркировка «Общества для продвижения партнёрства со странами третьего мира». GEPA специально разработала этот знак, чтобы показать, что продукция не только соответствует стандартам «справедливой торговли», но и идёт на шаг впереди них в своём стремлении улучшить условия жизни фермеров в странах-партнёрах.

Fair for life — аналог cертификационного лейбла от Fairtrade, сфокусированный на похожих критериях справедливой торговли и социально-ответственных производственных цепях.

For life (produced with social responsibility) — подобно лейблам Naturland и Naturland Fair, упомянутым выше, Fair for life и For life это тесно связанные между собой сертификации, но выполняющие разные функции. Если сертификация Fair for life сфокусирована на справедливой торговле и производственных сетях, то сертификация For life даёт возможность подчеркнуть успехи компании в области КСО (Корпоративной социальной ответственности) в более широком смысле.

Fair bio tea — инициатива, созданная импортёрами чая с целью стимулирования «устойчивого, социо-экологического и здорового развития производства чая» в Китае. Локализированная альтернатива сертификации от Rainforest Alliance, Fairtrade и прочих.

Gebana — европейский интернет-супермаркет, созданный специально для поддержки семейных ферм на трёх континентах c учётом принципов устойчивого развития и справедливости.

Маркировка означает, что при производстве продуктов или его компонентов (например, при сборе какао бобов) не был использован рабский детский труд.

Pro planet — устаревшая маркировка, дизайн которой был изменён еще в 2020 году. Собственный лейбл немецкой корпорации REWE Group, который сигнализирует о соответствии продуктов и сервисов, принципам устойчивого развития.

One world (Аldi fairtrade label) — собственный лейбл немецкой сети супермаркетов Aldi, сигнализирующий о том, что маркированный товар придерживается принципов справедливой торговли.

Fairglobe — собственный лейбл еще одной немецкой сети супермаркетов Lidl, аналогично указывающий на соответствие маркированной продукции принципам справедливой торговли.

Hand in Hand Bio. Fair. Rapunzel — очередной собственный лейбл справедливой торговли от немецкого бренда. Маркировка «рука в руку» была создана магазином здорового питания Rapunzel еще в 1992 c целью стимуляции экологической, социальной и экономической устойчивости среди своих поставщиков.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.