Было ли предсказано крушение самолёта Azerbaijan Airlines в Актау?

После крушения самолёта Azerbaijan Airlines в городе Актау 25 декабря в Сети завирусилось видео пользовательницы Instagram Айгуль Бердыгалиевой, в котором она заявляет о том, что предсказала аварию месяцем ранее. В качестве доказательства Бердыгалиева делится видео предсказания в виде «воспоминания» в Instagram. Позже, 29 декабря, после авиакатастрофы в Южной Корее блогерка опубликовала очередной пост с «воспоминанием», в котором утверждает, что предвидела и это событие. Публикации пользовательницы с аудиторией 320 тыс. подписчиков набрали тысячи лайков и сотни тысяч просмотров.

По просьбам читателей, редакция Factcheck.kz решила изучить этот вопрос и понять, действительно ли здесь можно говорить о предсказаниях.

Краткие итоги

Начнём с того, что возможность предсказывать события научно не обоснована. Если внимательно изучить упомянутые предсказания, можно заметить, что в них используются общие формулировки или перечисляется множество вариантов развития событий сразу, что делает их подходящими под разные случаи. Что касается предвидения авиационных происшествий вообще, то и здесь нет мистики. Инциденты, в основном мелкие, происходят в мире практически каждый день. Если взглянуть на полный список таких событий, то иллюзия точности предсказаний в социальных сетях сразу исчезает.

Причина, по которой люди верят в предсказания, может заключаться в различных логических ошибках, когнитивных искажениях и приёмах: например, выборочное предоставление фактов, знание задним числом, склонность к подтверждению своей точки зрения, постдикция и др.

Кейс №1: крушение самолёта в Актау

25 декабря после того, как появились новости о крушении самолёта Azerbaijan Airlines в Актау на странице Айгуль Бердыгалиевой в Instagram появился пост, в котором она делится видео, предположительно записанным 25 ноября 2024 года. Ролик, вероятно, был опубликован в формате Instagram Stories, так как нам не удалось найти подобной публикации на её странице. В видео женщина говорит:

«А вот знаете вот наверху самолёт, я не знаю, какой он самолёт, но не наш самолёт… как вам сказать правильно? Он будет лететь, а снизу его магнитить будут что ли».

Утверждение явно обрезано, опубликованная часть звучит размыто, а предсказание, судя по всему, бессрочное. Таким образом под него можно подстроить любое авиационное происшествие, даже мелкое, которые, как мы узнаем далее, на самом деле происходят достаточно часто в разных частях света. Только между 25 ноября и 25 декабря таких было десятки.

В подписи к посту Бердыгалиева объясняет размытые формулировки тем, что она «не может говорить всё, как есть» и ей «нельзя создавать панику», а слово «магнитить» означало «тянуть вниз».

29 декабря пользовательница опубликовала полную, по её словам, версию видео от 25 ноября, в котором она добавляет ещё несколько слов: «ну снизу что-то наверх, я не понимаю». При этом в подписи к посту уточняет, что имела в виду «шарики кидать вверх» и снова объясняет, что ей «нельзя говорить открыто». Отметим, что к этому времени уже появилась версия о том, что самолёт пострадал от ПВО.

Если смотреть на предсказание в целом, то можно понять, что в принципе каких-либо конкретных деталей в нём нет, кроме того, что самолёт не казахстанский, и будет какое-то воздействие. Более того, часть «предсказания» была опубликована позже и подогнана под версию о том, что причиной крушения могла стать ракета.

Кейс №2: крушение самолёта в Южной Корее

29 декабря 2024 года появились новости об авиакатастрофе в аэропорту города Муан в Южной Корее, в результате которого погибли 179 человек. В этот день в 10:05 утра по времени Астаны Айгуль Бердыгалиева снова опубликовала пост со скриншотом новости о крушении и видео с якобы предсказанием этого события, которое она предположительно сделала 25 декабря. Оно звучит следующим образом:

«Насчёт самолётов показывает раз, два, три. Но, может быть, ещё у нас что-то будет, я же говорю, с колесом может быть, вот какая-то паника будет. Ещё, наверное, в другой стране возможно как крушение что-то будет, потому что раз, два, три — три показывает […] это будет крушение, но будет неправильное приземление может быть, опять какая-то паника будет с самолётом, неправильно как будто вот самолёт летит, и неправильно искры, может, с колесом что-то будет».

На первый взгляд кажется, будто в этом высказывании, в отличие от предыдущего, много деталей. Однако все они — предположения, которые как вместе так и по отдельности могут подойти под любой авиационный инцидент, будь то крушение или менее серьёзная авария: неправильный полёт, неправильное приземление, паника, искры, проблемы с колёсами. Автор видео не уверена, что произойдёт конкретно и где («может у нас», «наверное, в другой стране»).

Многие подписчики обратили внимание на цифру 3 и задались вопросом о том, может ли идти речь о каких-то ещё катастрофах.

Спустя два часа, в 12:08, Бердыгалиева опубликовала ещё один пост, в котором намекнула на то, что предсказала аварию с загоревшимся при вынужденной посадке самолётом в Канаде, приложив скриншот новости.

Видео, как отметила сама пользовательница, было сделано 29 декабря в формате Stories, и, судя по содержанию, оно последовало за постом, который был опубликован в 10 утра.

«Здесь то, что писала я “раз, два, три” у меня люди спрашивают — да, это две катастрофы с крушением, но одно я всё-таки думаю, что одно даже если будет, что там не будет вот такого. Главное, что в течение полутора суток мы опять что-то не услышали про самолёты. Может быть там неполное совсем прям крушение, но что-то похожее будет может быть, частичное да, может быть, какое-то частичное возгорание, неправильное приземление, торможение, что-то от самолёта, что-то ну вот, в полтора сутки что-то можем услышать ещё».

Мы намеренно указываем время публикаций постов, так как аварийная посадка самолёта в Канаде произошла ранним утром — около 6:30 по времени Астаны. Таким образом, всё, что было сказано о нём после этого не может считаться предсказанием.

Здесь можно привести контраргумент о том, что 25 декабря уже было предсказание о неких трёх случаях. Но, как мы узнаем дальше, это скорее попытка подогнать данные под установленный нарратив, а происшествий было гораздо больше.

Кейс №3: три катастрофы

29 декабря в 18:11 вечера Айгуль Бердыгалиева выложила своего рода резюмирующий пост, в котором заявила, что «предсказывала ранее по дате про каждый самолёт», приложив скриншоты трёх новостей: о авиакатастрофах в Актау и Южной Корее и аварийной посадке в Канаде. Публикация снова сопровождается видео, в котором блогерка говорит: «я имела в виду, что три что-то будет до конца года с самолётом».

К этому моменту многим легко запутаться, поэтому необходимо внести ясность. Во-первых, предсказание о трёх случаях прозвучало уже после крушения самолёта в Актау. Во-вторых, никаких предсказаний «по дате» не было. В третьих, как мы уже отметили, инцидент с самолётом в Канаде произошёл до того, как было озвучено предсказание.

Как часто происходят авиационные происшествия?

The Aviation Herald, независимый ресурс, отслеживающий авиационные происшествия в коммерческих авиалиниях — один из сайтов, который может помочь увидеть более полную картину того, что происходит в небе.

В отчётах происшествия делятся на три типа в зависимости от степени серьёзности: крушение, которое описывается как событие, при котором погибло множество людей или был нанесён катастрофический урон; авария — событие, которое привело к травмам, смерти или обширному ущербу; и инцидент — событие, которое не привело к травмам, смерти или обширному ущербу.

Из данных на этом сайте мы узнаём, что между 25 и 31 декабря единственным событием, оценённым как крушение, была авиакатастрофа в Южной Корее. Между тем, только в этот период произошли, не считая аварии с самолётом Azerbaijan Airlines, две аварии и 16 инцидентов. А между 25 ноября и 25 декабря — восемь аварий и 76 инцидентов.

Причём, судя по всему, The Aviation Herald не учитывает абсолютно все происшествия. Так, на сайте американского Национального совета по безопасности на транспорте, где содержатся данные о гражданских авиационных происшествиях, произошедших в США и их территориях и владениях, можно увидеть аварии и инциденты, которые не отображаются The Aviation Herald.

Factcheck.kz