Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

Нурботы  явление известное каждому казахстанцу. Эти фейковые аккаунты в соцсетях бодро комментируют официальные сообщения, поют осанну первому президенту и правительственным проектам, а если нужно  поддерживают критику в адрес неугодных. Основная задача же нурняшек  давать позитивные комментарии о внутренней политике и деятельности госорганов и совместно с нурботами продвигать в массы идеи партии.

Ещё до сложения Нурсултаном Назарбаевым президентских полномочий и последующих переименований мы решили проследить за поведением нурботов в сети Facebook и ненароком раскрыли целую сеть фейковых аккаунтов, которые используются для продвижения официальных страниц, госпрограмм, учреждений и партийных инициатив.

Кроме того, мы частично прояснили принцип финансирования нурботов и обнаружили как минимум одну компанию, создающую ботов и управляющую ими. Также мы оценили маркетинговую эффективность продвижения ФПП в Facebook. Для этого мы проанализировали случайную выборку в несколько десятков аккаунтов, комментировавших в последний год записи страницы Фонда Первого Президента. Итоги перед вами.

Наши няши: кто есть кто

Для проверки аккаунтов мы использовали скрипт Graph.Tips, написанный членом группы Bellingcat Хэнком ван Эссом. Фотографии проверялись с помощью плагина RevEye. (Подробнее о методике читайте здесь.)

Практически все аккаунты комментаторов строятся по одному образцу:
 фото украдено из аккаунтов пользователей российского и кыргызского сегментов ВК
 посты на странице отсутствуют или их минимальное количество
 аккаунты комментируют исключительно страницы ФПП, Мажилиса, Рухани Жангыру, партии Нур Отан, а также оставляют комментарии в тематическом списке групп.

Типичные примеры

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

  • Камшат Умбетова | Фото украдено со страницы якутской девушки Ирины Ханды в ВК. Ни одного личного комментария, все комментарии под официальными страницами. Все «друзья» добавлены в феврале
  • Альбина Абилова | Фото украдено из ВК-профиля другой девушки из Якутска. Ни одного личного комментария, все комментарии под официальными нуротановскими страницами
  • Ерасыл Султанов | Фото украдено из профиля пользователя ВК Александра Хамнушкина. Ни одного личного комментария, все комментарии под официальными нуротановскими страницами
  • Карим Ахмедов | Источник фото не установлен. Ни одного личного комментария, все комментарии и лайки под официальными нуротановскими страницами. Основные друзья добавлены в августе 2018 года

Боты в Инстаграм

Та же самая картина наблюдается и в Инстаграме. Боты комментируют всё те же аккаунты  Рухани Жангыру и ФПП.

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

  • Пользователь @madina_8181 на самом деле не Мадина Жанысбаева, как указано в ее профиле. Все фото в этом аккаунте залиты 7 февраля и принадлежат жительнице Якутска Ирине Степановой. @madina_8181 подписана на три аккаунта — предсказуемые Рухани Жангыру и ФПП, а также на некого Алмата Мендигалиулы. В профайле он указан как бизнесмен, но в 2011 году был заместителем исполнительного секретаря Жас Отан.
  • Другая активная комментаторка @amiratanatarova, подписывающаяся как Амира Танаторова, слеплена по тому же «фасону». Её фото принадлежат другой якутке, Алёне Алексеевой. «Амира» подписана на 22 страницы, среди которых опять фигурирует Алмат Мендигалиулы.
  • У комментаторки @aisulu_8080 биография та же: посты от 7 февраля, якутские корни, подписки на Рухани Жангыру и ФПП

Следует отметить, что ведение аккаунтов построено довольно системно и неплохо с точки зрения маркетинга в соцсетях. Практически не встречается одинаковых комментариев, очевидно, с ботоводами работает копирайтер или группа копирайтеров. Тем не менее, много комментариев однотипных, что связано со спецификой данной сети ботов. Кроме того, стоит отметить, что на странице партии Нур-Отан комментаторы — в основном  живые люди. (О том, насколько эффективен нур-маркетинг, читайте в финале статьи.)

Часть фейсбучных ботов помимо партийных целей использовалась в 20172018 гг. для раскрутки страницы казахской редакции 365info.kz. Наибольшая активность ботов в 2018 году. Многие из ботов входят в общие группы, набор групп примерно одинаков, совпадения от одной до 10 групп.

Из персональных аккаунтов боты комментируют лишь посты Максима Споткая заместителя генерального директора холдинга «НҰР-Медиа».

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

На какие страницы подписаны боты:

Суши Болото, или Тысяча и одна личность Аблязова

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

По ходу проверки нами обнаружен примечательный нурбот-проект  страница Суши Болото, направленная на инфоборьбу с признанной в Казахстане экстремистской партией ДВК и беглым банкиром Мухтаром Аблязовым.

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

Страница стоит отдельного исследования, к ней прилагается и группа.

В ближайшее время мы планируем проанализировать также за- и противоаблязовские страницы в соцсетях. Пока же отметим, что половина найденных нами ботов активно комментирует публикации именно этих страницы и группы.

Стилистика и смысл постов и комментариев, как мы думаем, очевидны, но проиллюстрируем.

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшкамиФерма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

«Чьих будешь?»

В ходе проверки страниц ФПП и связанных с ней, нами было обнаружено два живых аккаунта, комментировавших ФПП и другие нур-страницы, но при этом явно ведущихся реальными людьми, судя по их профайлам, фото и активности.

Нас заинтриговал факт, что они оказались единственными (помимо Максима Споткая), под чьими постами боты оставляли комментарии, не связанные с их основной задачей, а то и вообще отвлечённые, и мы решили присмотреться к этим аккаунтам внимательнее.

Исходя из фамилий, можно предположить, что это родственники, возможно  братья  Магомет и Майрбек Завриевы. Первый не только активен (имеет два профайла), но и оставляет достаточно критические комментарии в отношении ряда казахстанских реалий. Второй  пишет пространные и грамотные посты в поддержку власти и конкретно Нурсултана Назарбаева, но не только — есть записи и на социальные, волнующие общество, темы. У обоих в профайлах указано одно место работы  ТОО «SMMNETWORK». Проверяем данное ТОО.

Соучредитель SMMNETWORK ТОО «Агентство «Kazakhstan Today» (не путать с ТОО «KAZAKHSTAN TODAY MEDIA GROUP»), руководителем SMMNETWORK указана Тургымбаева Аяжан, зарегистрировано ТОО в Астане.

Аяжан числится также как ИП-информационное агентство  и руководитель ТОО VISION PRO зарегистрированного в Алматы по адресу ул. Муканова, 241.

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшкамиПо тому же адресу, что и VISION PRO зарегистрировано принадлежащее Завриеву Магомету ТОО «МЕДИА АГЕНТСТВО МИР PRESS». Граждане Завриевы и гражданка Тургымбаева  что логично  друзья в Facebook. Однако, страница Аяжан Тургымбаевой слабоактивна или же ведётся в режиме friends only.

Компании занимаются производством медиаконтента и продвижением. Также в профиле Магомета Завриева указан сайт kazsmm.kz, который не работает в данный момент.

Мы проверили через HeadHunter и Linkedin часть людей, указавших себя сотрудниками SMMNETWORK на данный момент или в прошлом. Все они занимались продвижением всё тех же страниц.

Кстати, ни у одного из названных ТОО, занимающихся продвижением и производством контента нет собственного действующего сайта или хотя бы рекламного лендинга. В то же время, эти компании не являются участниками госзакупок, но на сайте комитета госдоходов показывают весьма неплохие показатели по уплате налогов (соответственно и финансового оборота) для малых предприятий, в качестве каковых они зарегистрированы.

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками

Объяснить, каким образом производители медиаконтента без рекламы и лендингов ищут контракты, мы не берёмся — мы не финансисты или специалисты по тендерам, и это не входит в нашу задачу. Однако, полученные нами данные определённо указывают, что один из источников доходов этих ТОО  ведение и поддержка страниц ФПП, партии Нур-Отан, части инициатив программы Рухани Жангыру и инфоподдержка фейсбучных кампаний против Мухтара Аблязова. По всей видимости, данные ТОО действуют в качестве субподрядчиков.

АПДЕЙТ 02.04.2019
Сайт kompra.kz любезно предоставил нам визуальную схему связей ТОО SMMNETWORK

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками
Связи ТОО SMMNETWORK
Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками
Связи ТОО Kazakhstan Today

П.С.: KPI Нур-маркетинга

Стоит также отметить, что при количестве подписчиков более 58 000 на момент написания данного материала, основная активность на странице ФПП создана ботами. Порой  исключительно ботами. Проанализировав десятки публикаций, мы обнаружили лишь несколько комментариев от живых аккаунтов. То же касается, к слову, и тех страниц, которые направлены против Аблязова, активность живых аккаунтов на них почти нулевая.

Ферма вождя: кто управляет нурботами и нурняшками
Сравнительный ER страниц

Чтобы не быть голословными, представим анализ страниц ФПП, Factcheck.kz и паблика «Бәсе», проведённый с помощью сервиса Popsters.ru. Сервис позволяет анализировать различные параметры ER (вовлечение пользователей), LR (рейтинг лайков), комментирование, подписки и так далее.

Как видим по скриншоту (желающие могут ознакомиться с данными анализа подробнее) — продвижение нашего сайта эффективнее в среднем в 4 раза, чем ФПП, а «Бәсе» обгоняет ФПП по заданным параметрам приблизительно в 20 раз. При этом наши затраты на продвижение в Facebook за всё время не превысили и 500 000 тенге (включая гонорар смм-щика).

Возникает вопрос: а стоят ли такие KPI выделки? И второй вопрос: нужна ли заказчику реальная поддержка пользователей или достаточно только её видимости и фейковых комментариев? Думается, ответ на второй вопрос очевиден.

Меж тем, пресс-служба ФПП была признана лучшей в прошлом году. Не знаем, оценивалась ли при этом работа со страницами в социальных сетях. Хочется думать, что нет.

Надеемся, материал был вам полезен. А мы продолжим анализировать социальный нур-маркетинг далее и не обойдём вниманием и муха-маркетинг, как и обещали ранее.

Factcheck.kz