Районный акимат потратил 8 млн тенге на заказные материалы в газете

Редакция Factcheck.kz не раз писала о том, как казахстанские госорганы тратят десятки, а то и сотни миллионов тенге на пропаганду в СМИ для повышения собственного имиджа. В этот раз на портале госзакупок мы нашли похожий тендер от акимата Улытауского района. На его примере рассказываем как работает госинформзаказ в регионах Казахстана.

8 млн тенге и исполнение послания президента

11 октября Отдел внутренней политики Улытауского района опубликовал объявление о покупке услуг на проведение государственной информационной политики в средствах массовой информации. На эти цели было выделено 8 129 464 тенге. 

В техспецификации указывается, что цель данного тендера — распространять информацию о социально-экономическом развитии региона и культурной жизни в Улытауском районе. Однако на деле речь идёт о публикации материалов для повышения имиджа как местных госорганов, так и высшего руководства страны, в особенности президента. Этому, к слову, уделена большая часть требований.

От поставщика требуется: размещать ежегодные послания президента; программные статьи государственных программ и реформ; информацию о проводимых в регионе мероприятиях для повышения уровня жизни граждан в рамках послания президента; о деятельности госорганов по поддержке бизнеса в рамках послания президента: развитии сельхоз промышленности в рамках послания президента и так далее. Также немало места уделяется освещению работе по борьбе с коррупцией, противодействию экстремизму и успехах местных исполнительных органов. В частности модернизации структуры ЖКХ, и сетей водо- и теплоснабжения. 

Интереснее всего, что авторы тендеры расписали очень подробные требования для потенциального победителя. Условия следующие: еженедельная восьмиполосная газета, редакция которой находится в Улытауской области, формат А3, офсетная печать, разовый тираж и количество подписчиков — не менее 1000, определённый шрифт, цветность, а также распространение во все населенные пункты района.

Кроме того, каждый выпуск газеты должен согласовываться с заказчиком. Также поставщик должен отправлять в офис акимата один экземпляр каждого номера в день выпуска. Отдельно упоминается, что в газете не допускаются критические дефекты и искажение информации, а материалы из печатного издания должны дублироваться на интернет-сайт СМИ. 

Из всего перечисленного создаётся впечатление, что тендер подготовлен для одного конкретного издания из-за обилия требований, которым может не соответствовать большая часть газет. И, предполагаем, это так и есть.

Газета Ulytau

Победителем данного тендера стало ТОО редакция газеты «Ұлытау». 21 октября Отдел внутренней политики Улытауского района заключил с редакцией договор на сумму в 7 999 999 тенге. На момент написания материала поставщику ещё не выплатили деньги. Контракт будет действовать до конца года. 

На сегодняшний день газета, победившая в тендере, выходит под названием Ulytau, у неё есть официальный сайт, куда дублируются все материалы.

На сайте есть несколько разделов, которые рассказывают об актуальных событиях, культурной жизни и истории региона, но самый крупный среди них — раздел «официальное», который разделен на пять подкатегорий. Туда входят: статьи и новости о работе президента, правительства, парламента, областного акимата и регионального руководства.

Раздел, где можно прочитать газету в PDF-формате не функционирует корректно, и файлы в нём не отображаются, кроме свежего выпуска в правом нижнем углу, который никак не обозначается.

Если верить статистике сайта в правом нижнем углу, то, на момент написания данного материала, у ресурса 36 просмотров, 26 переходов и 26 посетителей. Можно предположить, что показатель обновляется каждый день, и это цифры, которые сайт набрал до обеда 12 ноября.

Вероятно, редакция больше сосредоточена на выпуске печатного издания, а сайт для них не так важен. Однако в эпоху распространения интернет-СМИ это довольно противоречиво, особенно учитывая, что в тендере чётко прописано, что все материалы должны дублироваться на онлайн-ресурс газеты. 

Однако помимо сайта у Ulytau есть два аккаунта в соцсетях: YouTube и Facebook. Правда, и там охваты невелики, а контент вызывает вопросы.

На YouTube-канале редакции всего 77 подписчиков, а три самых просматриваемых видео набрали 11 тысяч, тысячу и 480 просмотров. Все они были размещены в 2021 году, при этом у первых двух публикаций всего по два комментария, а в третьем они отсутствуют. Остальные видеоролики в среднем набирают от 10 до 80 просмотров, качество изображения в них довольно низкое.

На страницу газеты в Facebook подписаны 1,2 тысячи человек, но большинство из них по-видимому не активны. Публикации обычно собирают меньше 10 лайков, и под ними практически нет комментариев. Выходят они редко, аккаунт может не обновляться месяцами. Помимо материалов с сайта в постах можно увидеть: картинку қазы и поздравление с днем рождения, видеоклипы казахстанских артистов, стихи и так далее.

Ежегодное спонсорство

Интересно, что газета становилась победителем в тендерах и в прежние годы, причем суммы контрактов были гораздо выше. Согласно порталу госзакупок, Отдел внутренней политики Улытауского района заключает договора с редакцией газеты Ulytau c 2016 года на ежегодной основе. Более того, все они были заключены без проведения конкурса, напрямую.

Самый крупный договор между акиматом и газетой был подписан в 2021 году, его сумма составила 36 137 000 тенге, на втором месте – договор от 2020 года на 33 813 000 тенге, а на третьем – 2019 год и 27 502 800 тенге. Для объективности отметим, что компании не заключали между собой договора в период с 2022 по 2023 годы, в то время Отдел внутренней политики района не проводил аналогичных тендеров.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz