Мнение | Что я поняла о Казахстане, погрузившись в мир алматинского винтажа

В 2023 году мировой оборот винтажной, а также перепродаваемой одежды и обуви достиг 197 млрд долларов США. Более того, ожидается, что эта цифра возрастёт более чем в полтора раза — до 350 млрд долларов США — уже к 2028 году. Этот тренд на осознанность в потреблении того, что ближе к телу, не обошёл и Казахстан. Забыты комиссионные магазины постперестроечного времени. Их давно заменили люксовые шоурумы в козырных местах Алматы, цены в которых могут переваливать далеко за 1 млн тенге.

Будь то новостные порталы, медийные ресурсы об образе жизни или журналы моды, казахстанская пресса буквально пестрит всевозможными списками и рекомендациями о том, куда податься за винтажом. Однако подобные списки не дают реальную картину того, каково охотиться за интересным винтажом или разгружать гардероб в Алматы. На протяжении семи месяцев и охватив в процессе три сезона, я использовала практически все доступные в нашем городе методы разгрузки гардероба. Вот что мне удалось узнать об особенностях этого рынка и нашего общества за это время.

Вещи на благотворительность?

Когда хочешь дать ненужным, но качественным вещам вторую жизнь, самым явным путём кажется благотворительность. В Алматы легко найти боксы с надписью «Тепло», в которые любой желающий может закинуть чистую, добротную одежду и даже книги. Проект ещё до паводков помог одеть 750 000 нуждающихся Казахстанцев с 2017 года.

Однако и тут есть оговорка: не все вещи, которые вы туда пожертвуете, дойдут непосредственно до потребителя. Представители организации не скрывают, что фонд нацелен на «вторичное потребление, переработку, кастомизацию и апсайклинг одежды… [и] не только помогает нуждающимся, но и способствует защите природы, снижая загрязнение планеты».

Согласно часто цитируемым данным Агентства по защите окружающей среды США (EPA), 84% отданной на благотворительность одежды в конечном итоге всё равно оказывается либо на свалке, либо на мусоросжигательном заводе. Занимающимся вопросами климата людям до боли знакомы кадры свалок города Аккра в Гане, на которых по тоннам свезённых из стран глобального севера текстильных отходов, как по джайляу, гуляет скот.

Мнение | Что я поняла о Казахстане, погрузившись в мир алматинского винтажа
Аккра, Гана, 19 октября 2024 года (Фото: Associated Press/Misper Awaru)

Именно поэтому работники  благотворительной сферы рекомендуют начинать с адресной помощи в случаях, когда это возможно. И только если адресно помочь некому, прибегать к помощи фондов, где 100%-ой циркулярности потребления достичь пока сложно.

Забегая вперед скажу, что даже если вы предпочли сотрудничать с другими участниками винтажного рынка Алматы, часть ваших вещей (разумеется, с вашего согласия) в итоге может найти новый дом и через фонд «Тепло».

Винтаж и джентрификация Алматы

Разгрузка гардероба — процесс энергоёмкий, и тут важно найти время не только на то, чтобы решить, что и куда отдать, но и чтобы договориться и непосредственно передать вещи. Боксы упомянутого фонда «Тепло» сознательно расположены в центре и местах с высокой проходимостью, а порой даже и в офисах.  

Если вы всё же решили немного подзаработать на разгрузке своего гардероба, то тут стоит помнить, что на сегодняшний день в центральных локациях Алматы остались, в подавляющем большинстве, комиссионные магазины люксового сегмента. Это те магазины, которые с удовольствием возьмут на реализацию Dior или Michael Kors, но даже смотреть не будут на Zara или Mango, какими бы трендовыми ни были фасоны.

Те комиссионные магазины, которые принимают вещи не столько по бирке, сколько и по стилю, либо уже закрылись, либо вытесняются из исторического центра, либо работают через Instagram, сократив таким образом зависимость от физического адреса. 

В списках Алматинского винтажа, опубликованных ещё 3-5 лет назад, довольно много ныне закрывшихся точек. Можно было бы списать это явление на эффект пандемии или на то, что больше 50% всех стартапов в мире проваливаются в течение первых 5 лет на рынке. Однако то, что этот тренд можно заметить именно среди магазинов с более эклектичным ассортиментом и демократичным подходом к мерчандайзингу, а также обходит стороной лакшери сегмент, намекает на наличие нюанса, который жизнь незамедлительно проиллюстрировала.

Перед самым Новым 2024-м годом я получила от одного из таких магазинов сообщение о том, что арендодатель помещения прислал им уведомление о выселении и обязал срочно освободить пространство в районе Зелёного базара до 10 января. Магазину, о котором идёт речь, повезло, так как к моменту выселения у них уже была вторая локация в Бостандыкском районе. В начале июля и эта точка, к сожалению, закрылась, но на тот момент им просто пришлось срочно уехать из знакомых каждому алматинцу мест.

Однако если сам бизнес и можно сохранить, то дух города определённо меняется, когда МСБ и необычные проекты «посылают подальше» от центра. Когда я сама зашла в этот ныне не существующий филиал осенью 2023 года, больше половины немногочисленных посетителей в нём были иностранцами из дальнего зарубежья. Туристы, гулявшие в районе Зелёного базара, забрели туда, чтобы рассмотреть ремесленный винтаж из Центральной Азии. 

Алматы отнюдь не первый город, сталкивающийся с этой проблемой. Однажды я уже наблюдала, как вследствие джентрификации некогда самобытный Лондонский Шордич и Брик Лейн быстро превратились из мест обитания фриков и хипстеров в «игровую» работников техкорпораций и Лондонского Сити.

Толика надежды на сохранение эклектичности старой Алматы остаётся от того, что теперь это здание используется пусть и более коммерчески-обусловленным, но всё же театральным проектом. Однако ожидать, что где-то поблизости, среди торговых центров с теми же франшизами, которые можно найти в любом другом городе мира, вновь откроется что-то подобное, вряд ли стоит.

Следует заметить, что тренд на отсеивание нелюксовых винтажек из центра Алматы пока не распространяется на тех, кто специализируется на торговле детскими вещами. Но принимая во внимание, что некоторые комиссионные шоурумы в сегменте лакшери принимают как взрослую, так и детскую одежду, это лишь вопрос времени. 

Что такое вещи класса люкс в понимании алматинцев

Однако даже если вы точно не знаете, найдете ли вы винтажный магазин по привычному вам адресу, вы можете быть уверены в том, что найдёте внутри него. У большинства люксовых комиссионных шоурумов Алматы есть чёткая памятка о том, что они берут на реализацию, а что нет. Впрочем, не думайте, что в список того, что сочтут за роскошь в Алматы, входит всё то же самое, что считается роскошью в Париже. Несколько интересных наблюдений, которые мне удалось сделать по этому поводу:

  1. Там, где продают сумки с ценником за 1 млн тенге и выше, можно найти и одежду от таких брендов, как Guess и тем более Uniqlo, хотя последний сознательно позиционирует себя в мире, как качественная марка для массового рынка. 
  2. Этот же принцип срабатывает и наоборот. Как мне объяснила сотрудница одного из магазинов, вещь премиум бренда могут и не принять «если в Казахстане покупателям эта фирма не особо известна».
  3. Несмотря на внешнюю зацикленность этих магазинов на продаваемых брендах, шубы и другие изделия из дорогих мехов, которые встречаются в этих магазинах, не всегда обладают кричащим лейблом. Между тем, здесь дело не всегда в элитности материала, из которого вещь сшита. Тот же магазин, например, может не брать английскую шерсть на реализацию вне зависимости от репутации бренда. 
  4. У каждого из этих магазинов есть своя аудитория, поэтому помимо непосредственно брендовых вещей, у них зачастую есть своя специализация. Одни, в отличие от конкурентов, упомянутых пунктом выше, разбираются в английской шерсти, другие гоняются за толстовками из американских школ, третьих интересуют вещи с принтами, четвёртые ищут необычные изделия из кожи и т.д.
  5. Хотя речь и идёт о винтажных магазинах, вещь из коллекции прошлого года или недавнего сезона в Алматы может стоить дороже, чем по-настоящему винтажная одежда в аналогичном состоянии. По моему опыту, комиссионный магазин может даже предложить установить более демократичную цену именно потому, что «вещь винтажная». Это сильно отличает нашу специфику от мировых тенденций. Планируемое устаревание, микроциклы модных трендов, которые благодаря TikTok меняются 52 раза в год, и беспрецедентная популярность таких китайских платформ сверхбыстрой моды как Shein, Temu или Wish привели к тому, что западный потребитель больше доверяет качеству текстиля из 90-х, чем тому, что висит на вешалках брендовых магазинов сегодня.

Сколько можно заработать на разгрузке гардероба в Алматы

У популярности вышеупомянутых китайских платформ с одеждой сомнительного качества есть и обратная сторона. Так, модные блогеры со всего мира оправдывают гигантские гардеробы тем, что дизайнерские вещи всегда можно будет продать. Но так ли это в Алматы? 

Короткий ответ — «да», но есть огромное количество оговорок, которые легко могут превратить моё «да» в ваше «нет». 

Начнём с того, что такие магазины работают на комиссии, которая в Алматы варьируется от 30% до половины установленной на вещь стоимости. Хотя в некоторых местах вы и можете предложить свою цену, как правило, цифру рекомендует магазин на основе своего опыта. 

Один и тот же товар в идентичном состоянии может стоить совершенно по-разному в одном и том же магазине. Приведу конкретный пример: мне удалось купить в одном из комиссионных шоурумов флакон духов в упаковке со скидкой в 67,5% от первоначальной цены на них в парфюмерных магазинах Алматы. На момент написания этой статьи, в ассортименте того же магазина снова появился флакон тех же духов в упаковке, но на этот раз скидка на него составляет всего 27,5%.

Даже если товар выставили в магазине по вашей цене, впоследствии магазин может рекомендовать вам сделать уценку или просто договориться с вами о скидке для конкретного покупателя. Содержание коммерческого помещения в центральных точках Алматы стоит недёшево, соответственно магазину может быть выгодно быстрее продать товар, получить комиссию и сделать деньги на обороте.

Для наглядности, магазины приняли у меня на реализацию 4 предмета верхней одежды и две тёплые кофты. За 5 предметов, которые им удалось продать, я выручила в общей сложности 70 тыс. тенге. Учитывая, что среди проданных вещей было 2 пальто, свитер и кофта премиальных брендов, сумма эта небольшая. 

Более того, на то чтобы сфотографировать и описать вещи, найти подходящие именно для ваших вещей магазины, разослать им информацию, договориться с байером о передаче товара, а так же оставаться на связи с магазином в случае продажи или не продажи нужно достаточное количество времени. Не стоит ожидать, что это будет в полной мере пассивным заработком. Особенно если для вас это первое родео в мире алматинского винтажа.

Обойти посредника и продать самостоятельно?

Если что-то и удаётся капитализму лучше остального, так это создавать новые звенья посредников между владельцами и производителями товаров или услуг с одной стороны и их конечными потребителями с другой. Хотя аудитория, которую культивировали магазины, и ценна для того, чтобы найти покупателя вашим вещам, вы можете задаться вопросом стоит ли она 30-50% комиссии от стоимости ваших вещей.

В теории, если вам в любом случае придётся тратить время на организацию перепродажи ваших вещей, весьма логично было бы потратить чуть больше времени и заработать чуть больше денег. Тем более, что в 21-м веке доступ к аудитории можно получить и через онлайн платформы, часть из которых предоставляет абсолютно бесплатный сервис.

Но это в теории, а на практике всё диктуют алгоритм и интерфейс выбранного вами приложения. К тому же, наличие высокой проходимости на платформе не гарантирует тех глаз, которые нужны именно вашим вещам. Например, популярный в Казахстане сайт, где, согласно рекламе, «люди людям помогают», вряд ли будет первым местом, куда местная модница зайдет, чтобы найти себе двойку с принтом «гусиная лапка», но она вполне может искать себе горнолыжный костюм именно там.

Если же речь не идёт о вещах, обладающих чётко определённой функцией, которую покупатель может искать целенаправленно, вводя ключевые слова в поиск, то вам скорее подойдут приложения, созданные специально для фэшионист. 

Тут стоит оговориться, что даже если вы не хотите платить за продвижение вашего товара в «топ», у вас могут удержать комиссию при продаже. Однако комиссия эта будет значительно ниже чем в магазинах и может составлять всего 1000 тенге. 

Платформа, которая является отечественным аналогом depop, заимствовала не только схожие корпоративные цвета и её плюсы, но и её проблемы. В частности, так же как и у западной платформы, рейтинговая система привела к тому, что если вы не модный блогер, обнаруживаемость вашего товара внутри приложения может быть довольно лимитирована. Тем более, что система оповещений и то, как компания ведёт свои соцсети, способствует повышению фокуса на дропах, сделанных именно блогерами, а не среднестатистическими пользователями.

Несомненный плюс этой платформы для ценителей моды в том, что хоть интерфейс во многом и построен вокруг брендов представленных на ней товаров, он так же позволяет интересной вещи без бренда выделиться на странице. Пользователи, живущие вдалеке от задающих моду городов страны, также могут найти плюс в том, что здесь товары можно получить из любой точки Казахстана.

Однако есть у этой платформы и проблема, исходящая целиком из нашего менталитета. Одна из пользовательниц такого приложения, потратившая день на то, чтобы убедиться, что ей подойдет размер, договориться о скидке, расстроилась, поняв, что оплату и доставку они осуществляют через интернет и придётся привязывать карту. Даже учитывая то, что данный стартап строит свой маркетинг вокруг идеи «безопасной сделки», пока лишь немногим компаниям в Казахстане удалось наработать достаточную репутацию для создания финансового доверия у потребителя.

Город, где вещи среднего сегмента не получают второй жизни

Если выделить одно явление, которое красной нитью прошло через весь этот многомесячный эксперимент, так это то, что в Алматы невероятно сужен рынок сбыта винтажной одежды средней ценовой категории. На вторичке можно купить вещи среднего сегмента, привезённые из Европы, можно пожертвовать вещи на благотворительность. Но вот заработать на них вряд ли получится. А это значит, что многие из этих вещей либо зависнут в шкафах своих первичных владельцев, либо окажутся на свалках, что никак не отвечает задаче становления циркулярной экономики в нашей стране, которая стремится стать «зелёной».

Но что такое вещи среднего ценового сегмента в переносе на наши реалии? Это одежда, которая в Казахстанских брендовых магазинах может стоить 30-60 тыс. тенге и более. При нынешней минимальной зарплате в 85 тыс. тенге она недоступна, но, как показали январские события, вполне желанна для большой части нашего общества. Так почему же алматинские предприниматели видят те товары, из-за которых в январе 2022 года часть населения была готова мародёрствовать, как неспособные найти своего покупателя на вторичном рынке?

Ответ контринтуитивен, но очевиден. Так, задаваясь вопросом, кто и почему продаёт и покупает винтаж сегодня, американский Vox назвал это джентрификацией самого явления винтажного магазина. Те, кто хотел обзавестись вещами во время «Кантара», и те, кто шопится в винтажных шоурумах, принадлежат к диаметрально-противоположным стратам нашего общества. Винтаж в Алматы — это всё меньше прерогатива неформальных, творческих личностей, и всё больше очередной вариант для тех, кто чувствует себя достаточно комфортно (во всех смыслах этого слова), чтобы зайти как в винтажный шоурум, так и в самый дорогой бутик.

КСО, ESG и всё, что рядом. Дважды вошла в 100 молодых учёных планеты по версии Большой Двадцатки G20 в 2017 и 2018 годах. Окончила Grenoble Ecole de Management, London Metropolitan University, и KIMEP University. Профессиональное портфолио расстилается как по жанрам (от научных статей для Чартерного института ценных бумаг и инвестиций до заметок в таких изданиях, как Financial Times), так и географически с публикациями в СНГ, США и разных страх Европы.

Factcheck.kz