«Это Казахстан, детка!»: какие международные бренды регистрируют местные компании

Владельцем прав на известную фразу «Это Казахстан, детка!», в качестве товарного знака, сейчас является 31 канал. Телерадиокомпания имеет исключительное право использовать слоган до 19 апреля 2027 года. Всего же на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) зарегистрировано более 350 международных товарных знаков, в названиях которых упоминается Казахстан. О самых любопытных из них Factcheck.kz рассказывает в этом материале.

Между Норвегией и Перу

По итогам 2023 года в рейтинге WIPO, конкретно по показателю «товарные знаки», Казахстан занял 39 место (зарегистрировано 40,6 тыс. классов*). На пункт выше расположился Перу (41,9 тысяч классов), а строчкой ниже оказалась Норвегия (38,9 тысяч). Первое место в рейтинге товарных знаков у Китая — общий показатель указанных в заявках классов составил 7,4 млн.

*Классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) — совокупность товаров или услуг, разделённых по группам.

В Глобальной базе данных по брендам, в рамках Мадридской системы, которая объединяет 131 страну, охраняется больше 138 тыс. товарных знаков, которые были поданы заявителями из Казахстана.

«Казахстан сегодня лучше‚ чем вчера»

Среди зарегистрированных товарных знаков, в названиях которых упоминается Казахстан, в основном — названия компаний или товаров (Авторадио Казахстан, Казахстан Бахус, Сельдь в маринаде Казахстан, сигареты Казахстан и пр.) Но есть и интересные патенты.

Телерадиокомпания «31 канал» зарегистрировала в качестве международного бренда популярный слоган «Это Казахстан, детка!». Под этим названием в октябре 2016 года на телеканале стартовало шоу, где местные звёзды демонстрировали свои патриотичность и эрудированность. Логотип программы также запатентован.

Право использования слогана закреплено за «31 каналом» до 19 апреля 2027 года. Компания зарегистрировала фразу сразу по трём классам МКТУ: 11, 37 и 40, тем самым закрепив своё исключительное право не только на прокат и распространение рекламных материалов и телевизионное вещание, а также на приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации и многого другого.

«Алло‚ Казахстан сегодня лучше‚ чем вчера…» — такой слоган в августе 1999 года зарегистрировало ТОО «КВК Казахстан». Занималась компания оптовой торговлей радио- и телевизионным оборудованием. Слоган был зарегистрирован в рекламных целях, а также для ремонта средств связи и услуг сотовой связи. Десятилетний срок действия знака истёк 5 августа 2009 года, и его не продлили.

«ECO Любим природу, любим Казахстан!» — эту фразу, а также соответствующий логотип, запатентовал основатель и владелец АО “Technodom Operator” в Казахстане и Кыргызстане Эдуард Ким. Выражение проходит по шести классам МКТУ — приборы и инструменты научные, домашняя или кухонная утварь, бумага, картон и изделия из них, реклама, научные и технологические услуги и др. Защита прав собственности на фразу о любви к природе и Казахстану будет распространяться до июля 2025 года.

И ещё один любопытный факт: Дом правительства Республики Казахстан в 2014 году зарегистрировал в международной базе интеллектуальной собственности сразу три логотипа (1, 2, 3), причём все три по 42 классам МКТУ (с 3 по 45).

Причина этого неясна. Если опираться на данные, складывается ощущение, что Дом правительства планировал активно заниматься бизнесом практически во всех сферах какие только могут быть (химические продукты и фармацевтические, благородные металлы и музыкальные инструменты, мебель, ткани, одежда, кружева, ковры, игрушки, мясо, кофе, зерно, алкогольные напитки и табак, реклама, страхование, строительство, огнестрельное оружие, научные исследования, воспитание и многое-многое другое).

Срок действия истёк ноября 2023 года, и продлевать регистрацию логотипов Дом правительства не стал.

Журналист-фактчекер

Factcheck.kz