Как «Окно Овертона» превратилось в политическую пугалку

В информационном поле термин «Окно Овертона» часто подаётся как политическая технология «промывания мозгов» или схема навязывания «человеконенавистнических идей» обществу (1, 2, 3, 4, 5, 6). Его нередко трактуют как пошаговый механизм, с помощью которого любую, даже абсурдную или аморальную, идею якобы можно превратить в общественную норму.

Например, сторонники подобной трактовки «Окна Овертона» утверждают, что с его помощью обществу якобы могут навязать принятие каннибализма, зоофилии, педофилии и других социальных табу.

На самом деле, это миф. Редакция Factcheck.kz рассказывает, что означает «Окно Овертона», и откуда возникло его искажённое толкование.

Модель, зародившаяся из нужды

«Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею», — пишет блогер Евгений Горжалцан, считающийся популяризатором термина в русскоязычном интернете. Далее автор объясняет, как с помощью «Окна Овертона» якобы можно узаконить каннибализм.

«Овертон доказал, что в течение некоторого времени, используя определённые технологии манипулирования общественным мнением с помощью СМИ, можно незаметно для любого общества совершенно неприемлемое явление довести до общепринятой нормы вплоть до закрепления в законе», — говорится в статье «Аргументы и факты Казахстан».

Реальная история «Окна Овертона», однако, гораздо прозаичнее.

В 1990-х годах Джозеф Овертон, старший вице-президент Макинакского центра государственной политики, предложил концепцию, которую назвал «окном политических возможностей». После трагической гибели Овертона в 2003 году его коллеги, в том числе нынешний президент Макинакского центра и его приятель Джозеф Леман, решили увековечить его вклад, переименовав модель «окна политических возможностей» в его честь — так и появился термин «Окно Овертона».

«Окно политических возможностей» в своём оригинальном определении, которое предоставляется на сайте Макинакского центра государственной политики, описывается не как научная теория (Овертон ничего не доказывал), а как модель для понимания того, как меняются идеи в обществе с течением времени, и как это влияет на политику.

Основная идея «Окна Овертона»: политики продвигают только те идеи, которые уже воспринимаются обществом как приемлемые — иначе рискуют потерять общественную поддержку при следующих выборах. 

«Задача аналитического центра […] состоит в том, чтобы отстаивать идеи, которые политически невозможны, пока они не станут политически неизбежными», — пишет президент Макинакского центра Джо Леман, объясняя, что исследования, дискуссии и анализ, проводимые аналитическим центром, могут повлиять на сдвиг окна возможностей.

Овертон не стремился объяснить, как манипулировать общественным мнением, а хотел наглядно показать донорам актуальность работы аналитических центров, чтобы убедить их финансировать работу Макинакского центра. Об этом более подробно Леман рассказал в интервью подкасту On the Media:

Идея «Окна Овертона» появилась из практической необходимости. Мы пытались привлечь финансирование, и было сложно объяснить донорам, как аналитический центр вообще может повлиять на реальность. Люди охотно жертвуют политикам, которых поддерживают, потому что у тех есть право голоса в парламенте, а у аналитических центров его нет. Поэтому нам нужно было как-то показать, что принятие закона — это не только голосование в «день X», а куда более сложный процесс. Тогда Джо Овертон и предложил концепцию, которую он назвал «окном политических возможностей». Он никогда не называл её «окном Овертона».

Джозеф Леман, президент Макинакского центра государственной политики

Леман подчеркнул, что «окно политических возможностей» — не тактика или инструмент манипуляции. Это описание процесса, аналогичное тому, как гравитация объясняет падение предметов.

«Иногда политики могут сами сдвигать «Окно Овертона», смело поддерживая политику, лежащую за границами «окна», но это бывает редко. Чаще всего «окно» смещается на основе гораздо более сложного и динамичного явления, которое нелегко контролировать сверху: медленной эволюции общественных ценностей и норм», — объясняется на сайте Макинакского центра.

Шкала Тревиньо и триллер Бека

В интернете публикации об «Окне Овертона» нередко сопровождаются диаграммой, которую преподносят как демонстрацию модели, с делением на шесть стадий, якобы описывающих процесс нормализации любой идеи: от «немыслимого» и «радикального» — к «приемлемому», «разумному», «популярному» и, в конечном итоге, — к «норме» (1, 2). 

Авторы подобных материалов утверждают, что «окно Овертона» — это инструмент поэтапного расширения границ общественного восприятия идей посредством чёткой последовательности действий.

«Берётся любое явление, которое категорически не приемлется обществом, находится в зоне греха или табу. Например, каннибализм, инцест, гомосексулизм и т.д. Незаметно для общества на каком-нибудь конкретном и общественно раскрученном примере (скандале или серии запрограммированных событий) ранее запретная тема начинает активно обсуждаться, зачастую под благовидными предлогами… так формируется повестка…», — утверждает проект «Научи хорошему».

В такой интерпретации «окно» превращается в инструкцию, с помощью которой можно легитимизировать самые табуированные явления. Кроме того, что у такой линейной модели нет эмпирических доказательств, такое шестиступенчатое описание прогрессии идеи — от «немыслимого» до «нормы» — отсутствует на сайте Макинакского центра.

Самое раннее упоминание этой шкалы в интернете приходится на 2006 год — один из стажёров Макинакского центра Джошуа Тревиньо на платформе Swords Crossed (сейчас доступно только в интернет-архиве) опубликовал свою интерпретацию «Окна Овертона».

Тревиньо перечисляет шесть категорий как «шаги, которые проходит идея на пути к полной легитимности», в его представлении, назвав их «грубым континуумом», а затем коротко знакомит читателя с «Окном Овертона» как «средством визуализации того, куда идти и как оценивать прогресс». Он в принципе не представляет шкалу как часть модели.

Кроме того, Тревиньо обрисовал модель в общих чертах и нигде не позиционирует её как инструмент влияния на общественное мнение. Однако его публикация вызвала большую реакцию в Сети, и идея распространилась в СМИ и блогах, подвергнувшись дальнейшим искажениям.

Что сделал Джош [Тревиньо]? Он масштабировал распространение идеи «Окна Овертона», написав о ней в блоге. С этого момента в мейнстримной политической прессе посыпались цитаты и интерпретаций этого термина, многие из которых были просто недостоверными. Но это неудивительно, поскольку исходным материалом были несколько заметок, набросанных от руки в ящике для документов в моём офисе, устно переданных Джошуа Тревиньо и другим стажёрам аналитического центра с помощью моей презентации PowerPoint, а затем опубликованных в блоге для всего мира. Не было никакой грандиозной, основополагающей, академической теории, на которую кто-либо мог бы сослаться.

Джозеф Леман, президент Макинакского центра государственной политики

В конечном итоге интерпретация «Окна Овертона», изначально созданного лишь как демонстрационный макет для иллюстрации роли аналитических центров и не претендующего на статус научной теории, в интерпретации Тревиньо обрела значительно большую популярность, чем оригинальная идея самого Овертона.

Со временем общественное восприятие концепции «Окна Овертона» значительно исказилось и отдалилось от её исходного смысла. На это повлияло и распространение конспирологических взглядов среди сообществ, склонных объяснять социальные изменения через теории заговора.

Существенную роль в популяризации искажённого смысла «окна политических возможностей», как пишут журналисты «Проверено.Медиа», сыграл телеведущий Гленн Бек, выпустивший в 2010 году политический триллер «Окно Овертона». В этой истории, написанной в жанре фантастики, описывается конспирологический заговор элит по разрушению США по «технике» «окна Овертона».

Согласно данным некоторых литературных порталов, за первую неделю после выхода было продано более 132 000 экземпляров книги Бека. Рассказ попал в список бестселлеров по версии The New York Times и привлек широкую аудиторию. Такую популярность книги во многом приписывают огромной базе поклонников автора.

Эффективная пугалка 

Конспирологическая интерпретация «Окна Овертона» стала настолько популярной, что сегодня оригинальное значение модели известно немногим. Она превратилась в удобную политическую пугалку, используемую как в интернет-дискуссиях, так и, порой, в официальной риторике.

Хотя Джозефу Леману приходится периодически разъяснять концепцию в интервью локальным СМИ и на сайте Макинакского центра, едва ли это достигает широкой аудитории.

На самом деле, «Окно Овертона» — не политтехнология, не инструмент манипуляции и, что немаловажно, не научная концепция. Это не более чем описательная модель, которая, по замыслу её создателя, Джозефа Овертона, должна была показать смену идей в обществе и влияние этого на политику.

Формирование и изменение общественного мнения — сложный процесс, движимый множеством факторов. Говорить, что этим процессом можно управлять с помощью «Окна Овертона» — значит искажать реальные механизмы социальных изменений.

Данный материал опубликован в рамках проекта «Универсальный фактчекинг: противодействие токсичным нарративам о правах человека в Казахстане», реализуемого Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Казахстане.

Factcheck.kz