Полгода назад Индия обзавелась своим фактчекинговым ресурсом – Alt News, сообщает Nieman Lab. В стране фейки распространяются через мобильные приложения Facebook и WhatsApp . Мобильный интернет становится популярным в стране: в одних только сельских регионах показатель его использования вырос на 26% согласно данным Интернет и мобильной ассоциации Индии.
Фактчекинг на троих
В Alt News работает три человека: бывший инженер Пратик Синха, анонимный создатель Фейсбук-страницы, пародирующей индийского политика Subramanian Swamy, и автор с псевдонимом Sam Jawed, пишущий о медиа и пропаганде. Темы для фактчекинга берут разные – от анализа фейковых аккаунтов в соцсетях и hate speech видео до развенчания устойчивых мифов, социальных проблем и высказываний политиков.
Проект ведет страницы в Фейсбуке и Твиттере и делает рассылку по Whatsapp. Сам сайт Alt News в основном направлен на англоязычную аудиторию. На хинди опубликована часть постов, их количество планируют расширять.
Alt News выделяет следующие популярные в Индии виды фейков:
- выступления публичных лиц, перемонтированные, чтобы исказить содержание;
- старые видео, которые перезаливают в интернет, чтобы вновь и вновь разжигать трения между буддистами и мусульманами;
- фейковые страницы селебритис в Фейсбуке, которые создаются для распространения фейковых же новостей.
Практика Пратика
Основная работа Alt News заключается в поиске онлайн-улик, которые оставляют создатели фейковых новостей. Так авторы сумели найти создателя Hindutva.info, популярного сайта, специализирующегося на фейковых новостях. С помощью Wayback Machine удалось отследить имена авторов первых постов, один из которых хвастался большими заработками в найденных в интернете видео. Деньги ему приносила контекстная реклама не только на Hindutva.info, но и на другом «желтом» сайте hitepehit.com. Ссылки на них вели с десятка страниц на Фейсбуке, админом которых являлся все тот же человек. После разоблачающего поста Alt News часть этих страниц была удалена.
Пратик Синха, основатель Alt News, беседовал с молодыми людьми, имеющими доход от подобных фейковых сайтов до 600$ в месяц.
«Правда неважна для них, – говорит Синха. – Когда можно просто создать страницы и постить вирусный контент. А сколько людей читают наш сайт? Небольшая доля. Только постоянно твердя людям «это фейк, это фейк», можно рассчитывать, что на десятый раз они, возможно, начнут задумываться прежде чем переслать что-то по Whatsapp».