«70 лет атеизма и 30 лет воровства» — предсказывал ли поэт Машхур Жусуп будущее Казахстана?

В социальных сетях и в других медиа пользователи часто публикуют и делятся «предсказаниями» поэта, историка и этнографа Машхура Жусупа Копеева относительно будущего Казахстана. «Предсказания Жусупа» распространялись и раньше, но в связи с последними событиями в стране, посты со словами о том, что в Казахстане «70 лет будет безбожное общество, потом 30 лет будут грабить народ, но после настанет мирное время, когда жаворонок будет откладывать яйца на овцах» стали вирусными как на казахском языке, так и на и русском. Так например блогер Арман Юсупов у которого более миллиона подписчиков в «Инстаграм» поделился «предсказанием» у себя в сторис.

«70 лет атеизма и 30 лет воровства» — предсказывал ли поэт Машхур Жусуп будущее Казахстана?

Распространяют предсказание и республиканские СМИ (архив), а также это предсказание распространяется в виде стихотворения, авторство которого приписывают Машхуру Жусупу.

В задачи фактчека не входит разбор предсказаний. Но наша работа подразумевает верификацию цитат. По многочисленным просьбам читателей мы решили попробовать разобраться, было ли вообще «предсказание», то есть — есть ли такой пассаж в сохранившихся текстах Машхура Жусупа.

Вердикт: Фейк (апокрифическая цитата)

Авторитетных историков или исследователей, которые подтвердили бы авторство цитаты Машхура Жусупа, нами не обнаружено. Распространяющие «предсказание» почти никогда не указывают источник, но иногда ссылаются на исследование Серика Нурмуратова, Бакытжана Сатершинова и Алмасбека Сагырбаева. И в этом исследовании мы обнаружили фразу, которая по всей вероятности могла стать основой для легенды о «пророчестве». Кроме того, мы обнаружили настоящего автора стихотворения, которое приписывается Машхуру Жусупу — это поэт Аспанбек Шугатаев.

Активное распространение пришлось на 2019 год; Тогда в соцсетях начало распространяться стихотворение, авторство которого приписали Машхуру Жусупу.

«70 лет атеизма и 30 лет воровства» — предсказывал ли поэт Машхур Жусуп будущее Казахстана?

В стихотворении есть следующие строки (приводим подстрочник основной части): ««Казахский народ 70 лет без Бога в сердце, / Забыл где кибла (Кааба) и молится на Кремль. / Но знайте что вас ждёт утро(рассвет) независимости, / Все тучи уйдут с небес, / Но опять будет беда, / 30 лет правят страной воры и нечестивцы». Далее в тексте говорится о расцвете.

Однако данное стихотворение не встречается в текстах Жусупа. Правнук поэта Абай Шарапиев, автор книги о нём, в одной статей написал, что предсказание «70 лет страной будут править безбожники, потом 30 лет будут грабить воры, но после наступит мирное время» не встречалось ни в рукописях, ни в 20 томах Машекена [Машхура Жусупа]». По его словам, о предсказаниях Машхура Жусупа говорил Толепберген Алдабергенов, а тот в свою очередь ссылался на рукописи Имангали Маненова. Но письменных доказательств этому тоже нет.

Кандидат филологических наук, автор романа «Мәшһүрдің мұңы» Серик Еликбай также сказал журналисту Factcheck.kz, что легенда о том, что М. Жусуп сделал такое предсказание, существует уже давно, но доказательства этому отсутствуют: «Доказательств нет. Потомки тоже не могут ничего сказать. Среди его работ таких предсказаний нет. Похоже на миф. А если такое сказано и написано, и оно потерялось — мы не можем ничего сделать».

Наиболее вероятные источники легенды

В сети можно найти некоторые упоминания о предсказаниях Машхура Жусупа от 2014 года, где пытаются связать различные высказывания поэта с последующими событиями после его смерти. Там упомянутый правнуком поэта Имангали Маненов в публикации по ссылке говорит, что стихотворение с предсказанием называется «Прекрасны в мире солнце и луна».

И действительно в 4 томе собрания сочинений поэта (с.262-265) есть такое стихотворение, в нём говорится, что джигиты потеряют доблесть, девушки — стыд, а муллы — Бога. Там же Жусуп пишет, что многие стали дружить с ворами, а власти думают только о себе. Но в тексте ничего нет про 70 лет безбожия и 30 лет воровства.

В разделе сборника исследований, на который ссылаются некоторые пользователи, ничего не говорится об «безбожном обществе, которое будет существовать 70 лет и последующем разграблении, которое продлится 30 лет». Однако мы обнаружили в нём следующее высказывание:

«А русского кафира называют пеньковой веревкой», — сказал он. — Пеньковая веревка гниет каждые 70 лет» (с. 247 в файле ниже).

По всей видимости именно это высказывание, будучи творчески соединённым с текстами поэта, легло в основание вымышленной цитаты, приписываемой Машхуру Жусупу. Кто является автором легенды, едва ли возможно узнать, однако, можно предположить, что возникла она и стала циркулировать не ранее, чем 25 лет назад, в интернет попала около 8 лет назад, а стихотворную форму она обрела не позднее 4 февраля 2019 года. И мы нашли автора!

Кто написал стихотворение

Автор текста — павлодарский поэт Аспанбек Шугатаев. Три года назад он написал стихотворение, посвящённое Машхуру Жусупу, в котором говорил о поэте, как о пророке, предсказавшем семьдесят лет советской власти и тридцать лет разворовывания страны, а после — возрождение. По сути — это поэтическое переложение легенды о предсказании Жусупа. Изначально текст был длиннее, и был разбит на четверостишия.

Сарыарқада өтіпті,
Мәшhүр Жүсіп сәруәр.
Сөзінде діннің шәрі бар,
Көзінде нұрдың шамы бар.

Ұйықтап жатқан адамдай,
Бұзылмаған тәні бар.
Болашақты болжапты,
Кітапта деп бәрі бар.

Баян етіп берейін,
Қарашал бүйтіп қамығар.
Қазақ елі жетпіс жыл,
Құдайсыз жүріп қағынар.

Құбыласын ұмытып,
Кремілге табынар.
Күтіп жатқан алдында,
Тәуелсіздік таңы бар.

Басымыз бұлттан арылар,
Заманым қайта тарылар.
Отыз жыл елді билейді,
Ұрылар менен қарылар.

Қарасы бар ханы бар,
Боқ дүниеге малынар.
Ақ түйенің қарыны,
Содан кейін жарылар.

Алашқа бір күн келеді,
Алтыннан шапан жамылар.
Бәріміз болсақ бірлікте,
Таңымыз әлі-ақ жадырар.

Жар болсын Құдай жұртыма,
Осы дұғамды қабыл ал.
Онсызда момын қазақтың,
Ішінде қанша дауы бар.
Сыртында қанша жауы бар.

Аспанбек Шугатаев

Неизвестный нам автор фейка отрезал от стихотворения Шугатаева первые две строфы, в которых упоминался Машхур Жусуп и которые указывают на то, что автор — наш современник, а также половину третьей строфы. Остальные строки создатель фейка объединил, а затем добавил портрет Жусупа и его авторство. В таком виде этот текст и получил широкое распространение, и именно из-за отрезанных первых десяти строк было крайне непросто найти гораздо менее популярный оригинальный текст.

Справедливость восстановлена, предлагаем вам послушать авторское чтение стихотворения.

Factcheck.kz