Правда | 80% казахстанских учителей – женщины

28 ноября депутаты мажилиса в первом чтении одобрили законопроект «О статусе педагога», который на пленарном заседании представлял министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Член комитета по социально-культурному развитию нижней палаты парламента Ирина Аронова обратила внимание главы ведомства на отсутствие в законопроекте «прямых норм, направленных на привлечение к профессии учителя мужчин». Она отметила, что сегодня 80% казахстанских учителей – женщины. Министр не стал отрицать «проблему» и заявил:

«Сейчас мы отмечаем феминизацию профессии учителя. 81% всех работающих педагогов – это у нас женщины, и только 19% – мужчины. В школах у нас работает всего 60 тыс учителей мужчин, и то, вы знаете, это в основном директора, трудовики, учителя физкультуры»

Асхат Аймагамбетов

Вердикт: Правда

По данным комитета по статистике министерства национальной экономики, в 2018/2019-м учебном году в общеобразовательных школах республики работало порядка 339 тыс педагогов, 81% из которых был представлен женщинами. Таким образом, доля мужчин действительно составляла всего 19% – фактически речь шла о 64,4 тыс учителей.

Ранее мы уже проверяли подобное утверждение. Приведём на этот раз более подробные и актуальные данные, в том числе — по областям РК и миру.

В Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан по итогам 2018 года отмечается, что «в разрезе регионов доля мужчин в составе учительского корпуса варьируется от 11,9% до 27,4%». Наиболее востребована среди мужчин профессия учителя в Туркестанской, Северо-Казахстанской и Кызылординской областях, наименее популярна – в Мангистауской, Атырауской областях и городе Алматы.

В 2018 году Казахстан впервые принял участие в международном исследовании преподавания и обучения TALIS, которое с 2008 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В республике в анкетировании поучаствовали более 6 тыс учителей из 333 школ. Всего же в исследовании проанализированы данные из 48 стран мира.

По данным TALIS-2018, в Казахстане женщины составляют 75,9% от школьных учителей (таблица I.3.17). При этом в среднем в странах ОЭСР доля женщин среди педагогов – 68%. Профессия учителя наиболее феминизирована в Латвии, России, Литве, Эстонии, Грузии. Япония стала единственной страной, принявшей участие в исследовании, где доля мужчин среди учителей в школах перевалила за 50%.

Авторы исследования отмечают в докладе, что пол учителя, вероятнее всего, никак не влияет на школьников, если иметь в виду качество образования.

«Однако гендерный баланс в преподавательском составе оказывает влияние на поведение школьников, их карьерные устремления и достижения по ряду дисциплин – благодаря эффекту ролевой модели», – пишут они.

Кроме доли женщин среди учителей в исследовании замерялся и процент женщин, управляющих школами. Так, в среднем в странах ОЭСР 47% директоров школ – женщины. Казахстан же вошел в число стран, где женщины руководят школами в 53,1% случаев (таблица I.3.21). Однако если сравнить этот показатель с количеством представительниц прекрасного пола среди рядовых учителей, ситуация в Казахстане едва ли выглядит справедливой.