БЕЗ ВЕРДИКТА | “Сункар” стал безопаснее после проведения аварийно-восстановительных мер

«Находиться на территории трамплинного комплекса «Сункар» и около него опасно для жизни»… «Склон не устойчив и может «поползти» вместе с сооружениями»… Именно такие слухи некоторое время будоражили жителей южной столицы.

БЕЗ ВЕРДИКТА: Часть мероприятий по устранению оползнеобразования и просадочности грунтов близ МКЛТ «Сункар» произвели не до строительства объекта в 2010 году, и не во время строительства, а уже после. Окончательный вердикт вынести не представляется возможным.

Пруфлинк  – Карта с сайта ДЧС г.Алматы

Оранжевым цветом обозначены оползнеопасные участки. Чёрные линии – обозначают тектонические разломы. Синим цветом обозначены зоны возможного затопления.

Как видно из карты ДЧС Алматы, наглядно демонстрирующей все потенциальные угрозы для жизни и благополучия алматинцев, МКЛТ «Сункар», ставший визитной карточкой всех последних зимних международных спортивных ивентов, прошедших в Алматы, построен в оползнеопасной зоне.

Фото с сайта Radiotochka.kz

В соответствии со Строительными нормами РК, проектирование сооружений на просадочных грунтах при возможности их замачивания следует осуществлять с применением определённых принципов защиты.

Например,  таким принципом является устранение просадочных свойств. При возможности лишь частичного устранения просадочности применяется комплекс мер, в том числе  водозащита грунтов основания.

СН РК 2.03-01-2011, «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах», гл. 8.3. «Особенности проектирования зданий и сооружения для строительства на просадочных грунтах».

Вынуждены констатировать, что при всём желании забыть об определенной опасности, пребывая в оползнеопасных районах и сейсмических зонах, к которым относится участок, где расположен МКЛТ, невозможно. Но при этом будет не лишним проинформировать горожан о том, что в 2016 году (и ранее в 2014-м) акиматом были проведены мероприятия по предотвращению скапливания влаги в почвенных слоях и укреплению склонов, на которых расположен МКЛТ «Сункар». То есть, по сути, были проведены меры по устранению  недочётов.

В 2014 году управление строительства г. Алматы проводило мероприятия по дополнительному укреплению восточного и западного склонов горы у МКЛТ.

А в 2016 году акимат Алматы также выделил средства на проведение аварийно-восстановительных работ по укреплению склонов и строительству отвода ливневых вод.

В пресс-службе акима города Алматы, нам подтвердили, что на участке, где расположен комплекс трамплинов

отмечены следующие физико-геологические явления: смещение грунтов вниз по склону (оползни), плоскостной смыв, оврагообразование,  просадочность, площадка расположена в сейсмической зоне.

По карте ДЧС видно, что южнее МКЛТ проходит линия тектонического разлома. В ответе пресс-службы акима также  содержится информация о том, что «сейсмичность участка строительства составляет 9-10 баллов. Категория грунтов по сейсмическим свойствам – II-III.  Тип грунтовых условий по просадочности – III».

Заместитель начальника ДЧС г. Алматы, полковник Е. Нурпеисов проинформировал factcheck.kz, о том, что в 2015 году на территории МКЛТ наблюдались оползневые явления, а в 2016 году ситуация обострилась в ещё большей мере. Произошло 3 оползня, при этом существовала угроза повторных оползневых процессов.

Так в результате интенсивных осадков происходило повсеместное водонасыщение грунтов, где расположен комплекс трамплинов, что привело к утяжелению (грунтов), повышению их подвижности и нарушению устойчивости.

– упомянул в ответе на наш запрос полковник Е. Нурпеисов.

 

По сведениям полковника,  причиной чрезвычайной ситуации 2016 года, стало отсутствие организованного отвода ливневых вод и не должное функционирование существующей ливневой канализации. Но все эти причины, как явствует из сообщения полковника, устранены.

Что касается непосредственно сооружения, то, по словам проректора КазГАСА (Казахской Головной Архитектурно-Строительной Академии) Ерика Бейсимбаева, занимавшегося проектом организации и производства работ по срезке склона и устройству набивных железобетонных свай, непосредственно фундамент «проектировался и строился в соответствии с нормативными документами в области архитектуры и строительства. 

Крутизна склона составляет 38-43 градуса. Это довольно крутой склон.  Надо было обеспечить его устойчивость. Он был сшит сваями  диаметром 80 см, углубленными на 38 м.  Мы участвовали в работах непосредственно при устройстве свай, разрабатывали технологическую карту устройства. Сваи обеспечили достаточную устойчивость склона и сооружения. Также они использовались как опоры спускной дорожки. В  момент  строительства в 2009 году, мы почти каждый день брали параметры грунта, закладывали их в программу и давали поправочные коэффициенты.

Местами, возможно, были трещины в грунтах. Там по проекту несколько подпорных стен,  даже с проспекта Аль-Фараби видна сплошная наклонная плита, удерживающая грунт. Она закреплена анкерами до 12-15 метров глубиной. Этот объект соответствует всем нормам.

– Объект безопасен. Но что касается оползней, то они возникают из-за динамических процессов под землей, идет постоянное перемещение плит. Другой фактор – гидрогеологические условия, видите, сколько осадков в последнее время? Сейсмические процессы (а в Алматы небольшие землетрясения  происходят довольно часто) тоже влияют на оползнеобразование. Сказать, что никогда не будет оползней – мы не можем, потому что эти процессы зависят от множества факторов.

– Фундамент трамплина соответствует всем требованиям и нормам. Но он занимает, возможно, 10-ю часть территории склона, есть ещё восточная, западная, южная стороны. Там тоже проходят процессы эрозии, соответственно – смывание почвы из-за осадков. Думаю, образовываются мелкие трещины, наблюдаются не сильно опасные оползневые процессы. Это естественный процесс в наших условиях.

 

 

Айгерим Мекишева
Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)